Проповедь митрополита Вадима в день памяти апостола и евангелиста Матфея

Проповедь митрополита Вадима в день памяти апостола и евангелиста Матфея

Архиерейское служение в Свято-Никольском храме города Усолье-Сибирское 29 ноября 2015 года

Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь торжественно прославляет память одного из удивительных апостолов – апостола и евангелиста Матфея. Именно евангелиста, первого евангелиста, которого мы находим во своде Священного Писания, именуемого «Новый Завет». Он один из синоптических евангелий, написанных им, и Марком, и Лукою. Его Евангелие, наверное, самое продолжительное по главам, по содержанию, ибо оно объемлет собою периоды, включающие поминание и Ветхого Завета и последующего Нового Завета, и заключено в двадцати восьми главах, которые мы с вами имеем счастье читать.

Свое евангелистское благовестите святой апостол Матфей начинает, прежде всего, по восходящей линии, - от древних, от того, что необходимо было, для того, чтобы его приняло в какой-то мере именно иудейство, которое он представлял и из среды которых он был, ему необходимо было доказать, что Христос Спаситель – именно тот Мессия, которого ожидало человечество ветхозаветное, именно тот Мессия, которого обещал Бог, когда низвергал человека из райских обителей, именно то обетование, о том, что семя жены сотрет главу змия. И вот поэтому-то он ссылается, прежде всего, на ветхозаветных праведников, тем самым давая нам возможность проследить, каковым образом появился Христос Спаситель и каковым образом суть Христово Рождество сице бе. И вот поэтому-то, мы, обращаясь к нему, находим в нем многое то, что, может, у других евангелистов не упоминается. И в должной мере нужно сказать, что именно это Евангелие и является столь важным основанием, для того, чтобы иудейство познало Христа, для того, чтобы приняло Его как Мессию. И таковым образом это Евангелие излагает основание веры, которая зиждется, прежде всего, на Ветхом Завете.

Жизнь апостола Матфея была необычной, он принадлежал, как вы знаете, к чреде презираемых людей, к той плеяде и, можно сказать, среде, которую он представлял, потому что являлся мытарем, то есть тем человеком, который собирал налоги. А поскольку Иудея была оккупирована римским владычеством, то он собирал деньги и на римского кесаря, и на свои нужды, и на иудейских первосвященников, и на прочие установленные налоги, которые необходимо было платить. И поскольку они не только собирали положенное, но и брали с лихвой порой, прихватывая и для себя, то мытарей ненавидели, их презирали, общение с ними считалось греховным для законников, для фарисеев, они не общались с ними, мытарями. И что же он, будучи уже в таком состоянии, увидел Христа Спасителя. Увидел его и Спаситель, и к нему сказал простые, но столь проникающие в души слова, которые запали в его душу таковым образом, что с той поры он никогда не оставил Христа Спасителя, именно сказал: «иди за мной», и ему было этого достаточно. Достаточно потому, что он слышал Христа, достаточно потому, что он видел, что делает Божественный Учитель и Христос Спаситель, достаточно потому, что он в Его словах слышал то нечто, над чем сам много думал, но не находил разрешения, и что по сути по своей являлось некой новизной, новизной поскольку говорило о духе Закона, которому служил Ветхий Завет и был предан ему до буквы, до буквального исполнения, но вместе с тем, зачастую Дух. И с той поры апостол Матфей стал провозвестником воли Божией. Сначала шел за Христом, спутешествовал ему во всех Его странствиях и проповеди, был со Христом и в момент Воскресения, был и когда явился им Христос Спаситель,  и ему было обетование и некое послание его на проповедь, и шел он и совершал в течение и жизни Христа Спасителя и в последующем, когда носили труды и болезни апостольства.

Апостольство само по себе, как Дидахе (Учение 12-ти апостолов) говорит нам, что это особый был дар, и апостол должен был благовествовать, должен был вествовать Царство Божие, вествовать глаголы жизни вечныя, вествовать Евангелие, учение Христово, которое заповедал Христос совершать. И вот в этом труде они должны были быть неустанными. И был неустанным и усерден он. Дидахе предписывала: только лишь один день апостол может находиться в одном месте, в крайнем случае по необходимости – два, а если уже три, то он – не апостол. И вот поэтому-то для многих апостолов их печать апостольства, лежащая на них заключалась, прежде всего в приверженности к длительным путешествиям, длительным трудам, понесенным ими и, вместе с тем в благовестии Христова Воскресения, когда они проповедовали Христа распята и Христа воскресшего. Для кого-то – соблазн, нам же самим – сила Божия – Слово о Христе.  И несли они эту печать вопреки всему, - где их принимали, а где и гнали, и не случайно они были верны Христу и своему подвигу апостольства до последнего дня своей жизни. И только одни из 12-ти кончил свою жизнь более или менее естественным состоянием – Иоанн Богослов, и то, находясь в ссылке на острове Патмос. А все остальные кончили жизнь мученически.

Таким был и апостол Матфей. Дорогие братья и сестры, апостол и евангелист Матфей для нас именно дорог потому, что он оставил нам удивительное Евангелие, это Евангелие как некое провозвестие воли Божией, потому что оно не от мира, не от человека, оно не могло происходить от человека, оно написано боговдохновенно, когда Дух Святый водил пером святого апостола Матфея. И потому, то, что он оставил для нас свято и нерушимо. Свято и нерушимо, как весь Закон, как и каждая буква в нем, потому что она выверена, потому что она боговдохновенна, потому что она не могла принадлежать человеку, потому что в ней благовестие Божие, которое человеку необходимо принять ради спасения, ради жизни вечной, для того, чтобы войти в эту жизнь вечную, войти вслед за Христом, приведя и других, - «вот я и дети, которых Ты мне дал». Вот именно так говорил апостол Матфей, и это было вполне естественно, и это обращено ко всем нам. А что приведем мы к Богу, кого приведем? Благовествуем мы, если мы говорим, что это удел лишь священнослужителей или других, может быть людей? Это не так. Слово Божие, оно провествуется всяким делом и словом, и прежде всего делом, потому что всякий взирающий на нас, если бы мы жили праведно, если бы жили благочестиво, если бы жили и в любви Божией и с любовью к человеку, то, наверное, каждый бы взирающий на нас задумался: «а что это за человек, а почему он таков? Да он же христианин! А что это значит?..» И это была бы самая высшая проповедь.

В то же время хотелось бы обратить наше внимание на то, что мы весьма слабо знаем Священное Писание. И часто ли мы его читаем, иногда только слышим в церкви, в лучшем случае, а иногда и так не делаем. А с другой же стороны понимаем, что жизнь наша являет собой юдоль плача, множество скорбей, множество дилемм преподносит нам жизнь, но вместе с тем, мы не всегда,  в своих метаниях найти выход из создавшегося положения притекаем к подлинному источнику, который указует нам настоящий и благой выход, каковым является Евангелие. Обратитесь к Евангелию, и вы найдете там ответы на все вопросы, в таком простом, казалось бы, изложении вместе с тем заключены величайшие истины, величайшие и глубочайшие, которые по сути по своей дают человеку то, что ему необходимо, - счастье, счастье - именоваться сыном и дочерью Божией, счастье – войти в обители Отца Небесного, счастье –наследовать жизнь вечную, а она для каждого будет непременна, и только лишь важно, какой она у нас будет, какой будет для нас вечность. Если мы жили греховно, то трудно надеяться на то, что эта наша жизнь будет светлой, она чаще всего будет той, о которой говорит Христос Спаситель: «будете ввергнуты туда, где плач и скрежет зубов». А вместе с тем нам указуется верный, тернистый, тяжелый путь, но вместе с тем ведущий нас к подлинному блаженству в обителях Отца Небеснаго.

Так будем же чаще обращаться к Евангелию апостола Матфея, и обращаться к нему с молитвой, чтобы он нам даровал возможность быть верным написанному им Учению Божию, с тем, чтобы это Евангелие и для нас жизнеутверждающей и путеводной звездой. Аминь.

Я сердечно всех вас поздравляю с праздником и призываю на вас Божие благословение.

30.11.2015