О святителе Николае Мирликийском. Проповедь митрополита Вадима
Николо-Иннокентьевский храм города Иркутска, архиерейское служение 19 декабря 2015 года
Прославляя сегодня торжественно память иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийского, мы вспоминаем, что народная молва, народное предание усвояет этому удивительному святому именование чудотворца. Никола Чудотворец – так чаще всего знают этого удивительного святого. Знают, может быть, как одного из сонма многих святых, которые в меньшей мере им известны, но память о святителе Николае живет в сердцах людей.
Это происходит потому, что и в своей жизни, и в последующем святитель Николай не оставлял людей в их нуждах, в их потребностях, в их прошениях, когда всячески помогал людям. Помогал он и при жизни своей, таких случаев мы знаем множество, и когда вчитываемся в его житие, или же слова акафиста. Мы знаем, что он помогал и отроковицам, соблюдая их чистоту, помогал и терпящим бедствие в пути и на море, помогал и сущим в пустыне, помогал и тем, кто находились в узах, помогал и тем людям, которые скорбели в различных жизненных обстоятельствах. И множество-множество видов этой помощи и случаев их известны преданию церковному. А неизвестны еще, как таковые, являющиеся свидетельством об удивительных свойствах святителя Николая, архиепископа Мирликийского.
Непросто проходила его жизнь. И вы слышали и знаете его жизнь. Одно нужно заметить, что он был, действительно правилом веры, как поем мы ему в тропаре в сегодняшний день. Правилом веры, ибо сохранял народ в подлинной вере, избавляя их от ереси арианствующих, то есть той ереси, которая не усваивала Христу Спасителю Божественное достоинство, а некоторым образом лишала Его как такового. И это в корне, конечно же, противоречило учению христианства.
Если бы не воспринимать Христа Спасителя, то тогда всякая вера, все то, что написано в Евангелии, теряло всякий смысл, равно как и учение христианское. Но Христос истинный Бог, Он – вторая ипостась Святой Троицы, которая есть единое Божество, и таковым являлся и является Христос Спаситель. И в восприятии многих людей Он, действительно, представляется таковым. Не все с этим соглашались, но с течение времени эта ересь была преодолена. И вот на этом поприще весьма успешно, много, самоотверженно трудился святитель Николай, который именуется для нас, действительно, образцом веры нашей.
Очень часто и мы с вами обращаемся к святителю Николаю с молитвами, но всегда ли наши эти обращения столь сердечны? Всегда ли эти обращения к нему являются стоном, криком, воплем нашей израненной души, нашего израненного сердца? Не является ли, порой, это чем-то таковым, что чаще мы усвояем суевериям, - «вот всем воздали, спросим на всякий случай и святителя Николая, да помоги нам, Николае». Но тогда, мы не видим этой помощи, то зачастую у нас вкрадывается сомнение: «да как же так? Вот тогда он помогал тем людям, а нам теперешним он не помогает…» Что, это было присуще только определенному историческому периоду его жизни, и в последующем, то, что доносит до нас Святая Церковь в предании? Или это то, что прекратило уже существовать? А мы пребываем в таком состоянии, которому неприсущи эти благодатные дары помощи святителя Николая, которые он оказывал людям по воле Господней?
Очень часто в человеческом обществе, когда мы общаемся, и когда к кому-то обращена у нас бывает просьба, и если она не искренна, если она так, походя, - «а ты, может, мне поможешь?», или как таковое, то, наверное, у того, к кому обращаемся в человеческом обществе, не возникнет желания, отозваться на эту нашу просьбу. В равной степени и здесь. Если мы, действительно, испросим у святителя Николая, в своей молитве подлинной помощи, причем то испросим, что нам необходимо, жизненно важно, едино на потребу, как повествует нам Слово Божие, то есть то, что служит спасению нашей души… <…> И таковым образом, можно сказать, что веры нашей не бывает, как таковой, всецелой святителю Николаю. Не бывает веры часто и Богу, когда мы обращаемся в молитве. И эта наша молитва, в лучшем случае теплохладная, если не вообще холодная.
И вот в этой связи вспоминается нам сегодняшнее евангельское повествование, если вы обратили внимание, Христос Спаситель шел, проповедовал и за Ним следовало множество людей, которые шли за Ним, дабы получить избавление от бед и болезней своих исцеление и послушать Его. И они получали, как мы слышим из евангельского сегодняшнего повествования, и, прежде всего проповедь Его. Слышали эти немеркнущие, непреходящие в своем значение слова Христа Спасителя, и вместе с тем они получали просимое, исцеление своим недугам, избавление от тех или иных печалей, потому что обращались ко Христу Спасителю с верою, потому что видели эту помощь, и потому, обращаясь с верою, они надеялись, что это получат и, действительно, получали. Благодать Божия, в силу их веры, о которой Христос Спаситель в несколько другом месте Священного Писания говорит: «по вере вашей да будет вам», - благодать Божия даровала им то, что они просили, и что необходимо им было. Но, вместе с тем, важно помнить, получали то, что спасительно для их души, что необходимо для их сущности, а, отнюдь не те суетные прошения, которые у нас весьма преходящи и их так много по всяким жизненным обстоятельствам.
А помощь святителя Николая и доныне ощущается. И, наверное, те из нас, кто к нему обращался в безысходности, обращались с криком души своей, со стоном сердца своего, они слышали и получали эту помощь святителя Николая. О таковых случаях я могу свидетельствовать и из своей жизни, таковых случаев я много слышал и от других.
Однажды мне рассказывал один удивительный священнослужитель, уже ныне почивший праведник наших дней, когда он находился в силу осуждения за свою веру в Красноярских лагерях, и уже к концу подходило 10-летие его там пребывания, однажды на лесосеке, где они разрабатывали лес, он отстал от основной группы заключенных, и они ушли. И поднялась буря, и пошлел сильный снег, и все занесло, любые следы. И он в отчаянии не мог найти пути. Не мог найти дороги для того, чтобы прийти туда, куда им всем надлежало, то есть в место базирования этого лагеря заключенных. И тогда он молился и воспросил к святителю Николаяю, чтобы святитель Николай ему помог. Потому что грозило ему, представляете, десять лет почти отсидел, и вдруг опять определенный срок, тоже дадут десять, если он отстанет каким-то образом, если не пристрелят, если каким-то образом жив останется. И взмолившись святителю Николаю, он удивительным образом вдруг понял, что уже находится не там, в тайге, а находится в самом лагере. Для него это было таким необычайным явлением, таким явлением, которое оставило непреходящее значение в его душе и его памяти. Людская молва приписывает ему, именно ему, то, что он взял в Куйбышеве икону у застывшей в виде статуи девушки… И вот в моей юности эти слова я слышал именно от этого человека. И знаю и другое множество примеров, когда те или иные заключенные, или прочие, когда видели несправедливое к себе отношение, молились святителю Николаю, то вдруг наступало то, что они никогда не ожидали, их освобождали от стражи и, зачастую, не оставалось и даже свидетельства о их судимости. То есть это было непонятно человеческому разуму. И таковых случаев очень много.
Вот почему, дорогие братья и сестры мы должны помнить, что и ныне благодать святителя Николая, которую он низводит нам от Господа, она не престает свое действие. И ныне она действует, лишь только следует к нему усердно воззвать, лишь только следует проявить свою волю, подчинить ее тому, что мы хотим, испрашиваем от него, единому благому, и если это благое, то мы это получим в силу этой веры. И святитель Николай для всех нас и путеводитель ныне, и покровитель, и избавитель от различных бед и печалей, и исцелитель. Он является тем, к кому мы чаще всего и притекаем. И вот поэтому-то и земля наша усеяна таким множеством храмов, посвященных памяти святителя Николая.
Я сердечно всех вас поздравляю с храмовым праздником и призываю на вас Божие благословение.