Проповедь настоятеля Спасо-Преображенского храма г. Усолье-Сибирское протоиерея Николая Лыскова на праздник Богоявления
Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!
«Днесь Владыка приходит освятить естество водное»-воспевает ныне св.Церковь на 9 песни канона.
Сегодня во всем мире происходит Великое освящение воды. Но почему именно через воду освящается мир? В начале Библии книги Бытия мы читаем: «Дух Божий носился над водою…», как над самым чистым естеством. Когда еще не было мира Бог создал воду, чтоб быть ей естеством освящающим, очищающим, оживотворяющим. И в книгах Ветхого Завета мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, вода при выходе евреев из Египта служит знаком милости и жизни, водою потоплен грех при Ное и так далее.
И наконец, сам Господь Иисус Христос являет Себя миру через Таинство Крещения. Иоанн Предтеча, Вестник Божий первый кто открыто называет Христа Агнцем Божиим, свидетельствует тайну Триединого Бога Отца и Сына и Святого Духа - Богоявление.
Что предшествовало встречи народа с Миссией? Громовой глас пророка Иоанна на берегах Иордана. Охваченный чувством близости Царствия Божьего, народ совершал покаяние. И как Иоанн говорил приходившим креститься от него, так и Церковь говорит всем черпающим Крещенскую воду о чистоте души, о чистоте совести, о покаянии.
«Покайтесь, приблизилось Царство Небесное», то есть переменитесь, замените свои земные чувства, мысли, желания, дела. Ведь Царство Небесное оно внутри нас, прежде всего, оно принадлежит тем, о ком говориться в Нагорной проповеди. Оно принадлежит тем, кто постоянно трудится, не стремится к почестям, отличиям, кто живет для других.
Проповедь Иоанна производила огромное впечатление на людей. Ее слышал мытарь и сокрушался сердцем, фарисей более глубоко заглядывал в свою корыстную душу, воины, которые спокойно переносили кровь плакали.
И вот внезапно в толпе появляется никому не известный Иисус из Назарета… Он не желает выделятся среди других и просит крещения у пророка. Безгрешный Бог указывает нам грешным путь к Нему, путь который начинается с очистительного через воду покаяния. Иисусовым крещением освятилось все водное естество, тогда не безгрешной земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством.
Потом, по Своему воскресению, Он даст торжественное повеление апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа.
В этот день Церковь верует, что Господь вновь крещается и обновляет Собою все водное естество. И вся природа обновляясь, получает снова свою первую одежду, которую и мы получили в Таинстве Крещения. Этот праздник всегда трепетен, мы с умилением глядим на освящаемые воды сошествтвия Духа Святого ,воды которые способны дать жизнь вечную. Поэтому Церковь призывает хранить их в домах на случай болезней, душевных скорбей, грехов наших, для очищения и обновления. Только будем стараться вкушать эти воды благоговейно, ведь через них началось преображения мира, в них начало вечной жизни.
Праздник Света, праздник Крещения Господня, праздник Богоявления дарован нам для того, чтобы мы среди скорбей земных могли встретить Крещенскую зарю и познать, что христианину нечего бояться смерти, потому что смерть его позади, - в той воде, из которой он вышел после крещения. Радость и правда праздника заключается в том, что Крест погружается в воду и освящается эта вода в образ всей нашей жизни, которая из мертвой делается живой. И весь крестный путь человеческий омывается водою ведущей в жизнь вечную. Аминь.