Все мы увидим себя таковыми, какие мы есть в действительности. Проповедь протоиерея Виктора Хаустова в Неделю о Страшном Суде

Все мы увидим себя таковыми, какие мы есть в действительности. Проповедь протоиерея Виктора Хаустова в Неделю о Страшном Суде

Божественная литургия в Знаменском соборе Иркутска 6 марта 2016 года

Во имя отца, и Сына, и Святого Духа.

Таинственно и не славно было первое пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю. Он родился от безвестных родителей в пещере, в которую загоняли скот для ночлега. Ему не нашлось даже места в гостинице. Свидетелями этого величайшего события били всего несколько человек. Кроме его благочестивых родителей, это были волхвы и несколько пастухов. И жил Он жизнью бедняка. Жизнью почти отверженного, скитаясь по всей Иудее. Как сам Он говорил о себе, не имея места, где главу подклонить, ни постоянного пристанища.  Часто бывал голоден и жаждал. Некому даже было напоить Его чашкой холодной воды. И учил людей, указывая путь в Царство Небесное, утверждая их на этом пути. Он содействовал всем, приходящим к Нему: исцелял болезни, всякие нужды удовлетворял.

И за все это получил полноту людской неблагодарности. Был несправедливо, незаслуженно обвинен и подвержен страшной, мучительной и позорной казни.  Казни, которой казнили уголовных преступников. И даже ни один полноценный гражданин никогда не испытывал на себе эту казнь. Все это Он сделал для того, чтобы разрушить преграду, возведенную человеческим грехами между Богом и человеком. И он разрушил ее и указал всем нам путь, дал нам все необходимое, что мы получаем в таинстве Крещения.

Но вот сегодня, в евангельском чтении святая Церковь напоминает нам, как кончится вся человеческая история, чем она закончится. Придет Сын Человеческий во славе своей. Что значит во славе своей. Это значит во всем величии своего могущества. Бог всемогущ, вечен, бесконечен. И вот эта бесконечная слава, окруженная сиянием святых ангелов во всем великолепии своем. При звуке ангельских труб, которые поднимут всех усопших, чтобы все видели Его Пришествие. И соберутся перед Ним все народы, все племена, которые когда бы-то ни было жили на земле: от Адама и до последнего новорожденного младенца, появившегося на свет непосредственно перед Пришествием Господним. И тогда, как сказано, Господь отделит овец от козлищ. Что это значит? Это не значит, что Он пошлет ангелов своих отделять одних от других. Увы, Бог есть любовь. И мы знаем, что Бог есть путь, истина и жизнь. И во свете этой истины исчезнет всякое заблуждение из человеческих душ. Всякая иллюзия, которую питает человек сам о себе. Всякая прелесть исчезнет. И все мы увидим себя таковыми, какие мы есть в действительности.

Никто уже не сможет спрятаться за тень своего самолюбия и своей гордыни. Все увидят себя. И праведники увидят, что все их добродетели, вся их одежда добродетели подобна нищенским рубищам. А что касается грешников, то вообще страшно подумать, что с ними будет. При виде божественной истины, увидев все свое недостоинство, все свои грехи, все свои постоянные отступления и оскорбления Божества почувствует грешник. Недаром поется в одной из стихир: «горы падите на нас». Вот это он и почувствует. Скрыться от нестерпимо жгущего Его взора божественной  любви, убежать куда угодно, лишь бы скрыться от этого всепрожигающего взора.

Этот же взор, обращенный на праведников, сияет любовью. Согретый лучами этой любви праведники бегут ко Господу на правую его сторону. Как в своей земной жизни они привыкли прибегать к Нему. Любовь будет двигать ими. И эта же любовь будет гнать грешника нестерпимо так, что он убежит как можно дальше. Будет жечь его жесточе, чем жжет огонь. Это и будут так называемые адские муки.

Господь будет судить не только людей, но и ангелов. И здесь падшие ангелы получат окончательное решение своей плачевной участи. И грешники вместе с ними. И не надо думать, что Бог есть любовь, а любовь прощает все. Любовь прощает все только тогда, когда человек ищет этого прощения. И поэтому критерием для помилования Господь полагает милость.

 - Придите ко Мне,  - скажет Он, - благословенные от века Отцом моим, и наследуйте царство от века вам предназначенное. Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня, был наг, и вы одели Меня, жаждал и вы напоили Меня, скитался бес приюта, и вы приютили Меня. Был болен и в темнице, и вы посетили Меня.  

И тогда праведники начнут скромно отказываться: «Когда Господи мы все это сделали?» И тогда он скажет фразу, в которую вмещается все его милосердие: «Все, что вы сделали одному из малых сих, вы сделали для Меня. Всем малым сим, то есть всем нуждающимся, всем не имеющим защиты, всем не имеющим пропитание на земле. Все что вы сделали малым сим, то же сделали и Мне».

То же самое он скажет и грешникам,  - «потому что вы не сделали ничего. Не накормили меня, когда я был голоден. Не приютили, не посетили, когда я был в темнице. И поэтому вы будете отвержены и пойдете в огнь вечный». И как мы видим, что помилования достойны те, кто действительно здесь на земле проявлял милость  друг к другу. Заботился о больных и бездомных и сиротах, посещал их и всячески помогал. Будут помилованы и те, кто, по словам Игнатия Бренчанинова, ревностные пастыри, которые учили людей добру, указывали путь в Царство Небесное, которые пытались просветить их косные души, чтобы и они удостоились милосердия Божия. Будут помилованы и те, кто смог оказать милость только самим себе. Речь здесь идет действительно о закоренелых грешниках, которые удостоились покаяния. Потому что для ожесточенной души покаяние не возможно.  

Когда человек грешит, он иногда опоминается от своих грехов. Но видя все, что он совершил, он впадает в отчаяние, решая, что он уже не достоин милости. И, действительно, он утверждается в грехе, душа его ожесточается, становится твердой и непоколебимой, не способной  ни к какой милости, и может действительно погибнуть. Но если он действительно придет к покаянию, то есть не только увидит свой грех, не только войдет в раскаяние, потому что раскаяние это еще не покаяние. Это только зрение своего греха. Человек, гонимый бесплодным этим раскаянием, всю жизнь скитается и так и не приходит к Богу.

Но если это раскаяние переходит в покаяние, то есть перемену своей жизни, когда человек проникается отвращением к самому себе, понимает, что никто ему не поможет, и, смиряя свою гордыню, переламывая себя, прибегает к стопам Божиим, тогда совершается покаяние, и это покаяние из разбойника делает благочестивого христианина. Из блудницы делает благочестивую святую. Вот тогда они приходят к Богу. Вот, вспоминая этот страшный день, которого никто из нас не избежит, будем стараться и мы оказаться достойными милости Божией. Будем проявлять друг к другу снисхождение и любовь, не требуя отдачи каких бы то ни было долгов. Не гоняясь за удовлетворением своей личности, стремясь во всем быть полезными и добрыми друг к другу. И тогда и мы удостоимся слов, исходящих из уст Божиих: Придите ко Мне благословенные Отца Моего, унаследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира. Аминь.

08.03.2016