«Не вы Меня избрали». Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима в день преставления святителя Иннокентия Иркутского

Проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима в день преставления святителя Иннокентия Иркутского

9 декабря 2016 года, Знаменский собор г. Иркутска

«Не вы Меня избрали», - говорит Христос Спаситель, но Я вас избрал. Именно эти слова приходят нам на память сегодня, когда мы присутствуем здесь. И то, что мы с вами оказались в этом храме, в конечном итоге не наш с вами выбор, но это призвание Господне, призвание святителя Иннокентия, который, будучи епископом непременным и непреходящим на все времена нашей с вами земли, привел нас сюда, чтобы вновь и вновь напомнить нам о том, что есть единое на потребу, которое и избирается нами как благая часть.

Нет в мире случайностей. Даже проходящие мимо те или иные с нами знакомства, люди, проходящие события, различного рода обстоятельства, которые нам часто представляются какой-то случайностью, они не случайны, они в одном случае закономерность,  в которой мы идем совершенно направленно в той или иной степени, в том или ином качестве определяем свою жизнь, и в то же время, мы являем собой и призыв Божий, отклик на него, который «не вы Меня избрали, но Я вас избрал». И как нам хочется быть среди этих избранных. И мы это чувствуем. Чувствуем, когда приходим и в дни памяти Святителя и в различное время сюда и ощущаем ту благодатную помощь, ту Божественную энергию, помощь, которая нам оказывается в различных наших жизненных обстоятельствах, всилу нашей веры, от удивительного святителя Иннокентия.

Святитель Иннокентий епископствовал тогда, когда времена в какой-то мере напоминают нам и нынешние, они были непростые времена. Первая проповедь о Христе несколько замылилась различного рода жизненными обстоятельствами. Именно нужен был этот набат, этот побудитель, который бы вновь обратил взоры наши к тому, как говорится в акафисте, что вторично просвещали Сибирь как таковую. И таковым просветителем явился святитель Иннокентий, основавший здесь епархию. Это непросто административное учреждение, это, прежде всего, та сущность, сущность объединенная единой верой в Бога, и объединенная в Таинствах и освещенная, то, что именуется Церковью, т о, что мы можем понять на неком сакраментальном уровне, на мистическом уровне, когда сами вникаем в то, что есть Церковь на самом деле. И часто нам представляется, что наша жизнь проходит некоторым образом случайно, а то, что мы и не являемся в ограде церковной зачастую, нередко беспокоит всех нас. Потому что это очень важно оказаться в ограде Церковной. А ограда Церковная это и есть то, «где два и или три собраны во имя Мое, там Я посреди них», - говорит Христос Спаситель.

 «Во имя Мое», - как важно, чтобы мы собирались во имя Божие. Отнюдь не из каких-то других соображений, корыстных, порой развлекательных, а «Во имя Мое», где бы мы и делали дела Божие. И это касается всех нас. От священнослужителей, которые иногда забывают свой пастырский долг и погрязают в человеческой корысти и человеческих заботах, забывая о том, что есть единое на потребу. Это касается и каждого из нас, также находящихся в ограде Церковной, потому что заповеди Божии, они не были даны человечеству в отдельной какой-то определенной общности, монашествующим, святителям, или же преподобным или каким-то образом священнослужителям и мирянам. Они для всех одни. И Церковь Божия одна. И она представляется нам только на Церковь Торжествующую, Церковь Небесную, где Христос Спаситель с Преблагословенной Девой Богородицей, со святителем нашим Иннокентием, с ликом ангельским торжествуют, Церковь Торжествующая, и наша Церковь Воинствующая, воинствующая со грехом, с поражением, скорбями, неверием, различного рода пороками, которые разъедают наше с вами общество.

Святитель Иннокентий был святителем, прежде всего нравственного сознания, как это необходимо сейчас, как это важно, чтобы у нас было это нравственное сознание, чтобы у нас было это чувство долга перед Богом, чувство исполнения заповедей Христовых, то, что определяет нашу духовную сущность, а значит, определяет и нашу вечность. Как это важно, чтобы это было у нас. И нет ничего более важного. И нет никакой должности выше, чем служитель Бога, в какой бы ипостаси он не представлялся, простым ли мирянином, священнослужителем или другим человеком, но который бы служил Богу, а служа ему, обретал ту энергию, которая бы его приводила к освящению, к просветлению, приводила бы его, если хотите к обожению, как говорит нам божественный апостол Павел. Это забота Христа Спасителя о всех нас. Она непреходяща, и Его призыв звучит ко всем нам. Нам стоит только отозваться на этот призыв всем своим сознанием, умом, сердцем, словом, мыслью, словом ли, желанием, которое бы устремленно было именно к общению с Богом. И тогда наша жизнь обретет, казалось бы, для нас, неразрешимое разрешение проблем, которые являются для нас проблемами, отравляющими нашу с вами жизнь. Но если она будет жизнь наша во Христе, все преодолеется, и Господь пошлет свою Божественную благодать, пошлет ее молитвами и предстательством святителя Иннокентия. Так будем же, братья и сестры, как можно чаще обращаться к нему в молитве, и здесь, куда вы приходите и прикладываетесь к его судьбоносным мощам и «на всяком месте», - как говорится в акафисте, - «его с верой призывающие». Да будет над всеми благодать его. Да будет над всеми помощь его и предстательство, его сострадание и милость, которую к падшим призывают. А в этой милости мы с вами так нуждаемся. И да хранит вас всех Господь».

10.12.2016