Проповедь протоиерея Николая Лыскова на праздник Входа Господня в Иерусалим
Праздник Входа Господня в Иерусалим. Спасо-Преображенский храм города Усолье-Сибирское
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Итак, в Иерусалиме и его окрестностях совершалось в одну из предпасхалных недель странное явление. Народ из уст в уста передавал чудные рассказы о Иисусе из Галилеи. Особенно всех впечатлял рассказ о воскресении умершего человека с именем Лазарь. И миллионная масса горела нетерпением торжественно встретить чудотворца Христа, признать в Нем ожидаемого Мессию, который освободит народ израильский от римского ига. Такое восторженное настроение народных масс приводило в восхищение и двенадцать учеников Спасителя. Их радость была не удержимой . Им казалось несомненным, что настало теперь не для них только, но для целого мира бесконечное счастье. Ученикам хотелось, чтоб их Учитель был так же настроен, как они. Но взоры Христа были кротки и речи сдержаны. При общем ликовании Он произнес: «Вот мы входим Иерусалим. Здесь предан будет Сын Человеческий; и осудят Его на смерть, и предадут Его народу на поругание, и биение, и пропятие (Мф:20,18,19). Или как повествует ап. и Евангелист Лука, когда Он подходил к городу- заплакал: «О если бы ты узнал, кто пришел к тебе, но это сокрыто от глаз твоих; придут дни и не останется от тебя камня на камне, за то, что ты не узнал посещения твоего!» И мы знаем, что святой град Иерусалим будет действительно скоро разрушен. Свт.Иоанн Златоуст размышляя об этом месте говорит: «Это были слезы Бога Всевидящего, Который знал о гибели Иерусалима, и плакал не только о св. граде, а знал будущее земли, будущее всего человечества.» Плакал Он зная о том, что после Его Воскресении начнутся кровавые гонения. Плакал о том, что к Евангелию, которое учит человека только светлому, многие будут относиться равнодушно и даже враждебно. Плакал Христос зная о том, сколько людей отречется от него предав за «чечевичную похлебку.» Плакал о нас грешниках, которые после покаяния вновь и вновь возвращаются на старую дорогу греха. Да плакал Спаситель и о нас с вами дорогие братья и сестры.
Гул народных масс встретил Иисуса восклицанием : «Осанна!»,что означает « Спасение!». Старики и дети, женщины и мужчины с пальмами в руках слили в одно целое свои голоса. Но этот живой колокол не вызвал в Спасителе чувства одобрения. Почему? Потому что главным чаянием израильского народа являлось освобождение от внешних врагов. Во Христе народ видел этого мудрого, справедливого непобедимого царя, который способен чудодейственной силой воскрешать мертвых. Да здравствует Сын Давидов! И нет другого лидера на которого были бы обращены взоры, в Нем вся надежда.
В этом то и заключается трагизм события входа Господня в Иерусалим. Миссия Христа была не понята. Люди отвергли самое главное, с чем пришел Спаситель. Для чего Господь творил чудеса, в том числе и воскресил Лазаря? Чтоб свидетельствовать о Божией правде, чтоб забытый глубокий смысл заповедей Божиих вновь отобразился в сердцах и жизни людей. Не от оккупации римлян, Христос пришел спасти свой народ, а от оккупации умов и сердец врагом человеческим дьяволом. Давая понять, что только сила любви к Создателю и ближнему способна изменить этот мир, наполнить его смыслом .Поэтому Он не принимает почести политического лидера и национального героя и въезжает в Иерусалим на осленке, а не на белом коне, как это должен был бы сделать триумфатор.
Да и не все ликовали по поводу воскресения Лазаря. Книжники и фарисеи прекрасно понимали , кто такой Христос. Но когда ненависть и зависть помрачает рассудок и застилает глаза, то не воспринимаются никакие аргументы, и человек сознательно готов идти против самой истины. И эти знатоки Закона решают убить не только Христа , но и Лазаря, чтоб прекратить всякие разговоры о всемогуществе Христа, насколько Он был им ненавистен.
Иногда мы слышим ,что если бы Бог творил больше чудес-например, больше бы помогал в жизни, избавлял от болезней, от неприятностей и т.д., то веры бы в людях было больше, потому что они бы ярче ощущали присутствие Божие в своей жизни, а значит и необходимость жить так как заповедовал Он.
На примере фарисеев мы видим совершенно обратное. У них величайшее чудо, воскресение Лазаря, четырехдневного мертвеца, не только не пробудило веру, но привело их к совершенно обратному - к ненависти и решению убить Христа. Да и те, кто с ликованием встречал Христа , размахивая пальмовыми ветками, буквально через несколько дней будут кричать другое: «Распни, распни Его». Прошел восторг, прошел эффект от чуда - а веры нет! Вот он чисто земной меркантильный интерес к личности Христа, Который должен был решить их земные проблемы.
Дорогие братья мы должны помнить, что вера – это дар Божий, это способность человека чувствовать Божественную благодать и вера проверяется и укрепляется не благополучной жизнью, а испытанием, через противостояние, через борьбу.
Через неделю мы будем праздновать Пасху-Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа. И в конце человеческой истории, вне зависимости от нашей веры или неверия, Господь воскресит каждого из нас.
А вот какова будет наша жизнь после воскресения? Это уже напрямую связано с верой, которую мы должны испытать и укрепить в течении всей своей земной жизни.
Аминь.