Проповедь митрополита Максимилиана в храме в честь святого преподобного Серафима Саровского в селе Малое Голоустное 15 января 2020 года

Проповедь митрополита Максимилиана в храме в честь святого преподобного Серафима Саровского в селе Малое Голоустное 15 января 2020 года


Память преподобного Серафима Саровского. Архиерейское служение в селе Малое Голоустное

Дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с престольным праздником – с днем памяти святого преподобного Серафима Саровского Чудотворца – великого угодника Божия, великого светильника земли русской, который своим подвигом, можно сказать, стяжал нашу Русь в конце 18 – начале 19 веков.

Своим молитвенным покровом, своим духовным устроением, своими советами он дал возможность людям, живущим в этот и последующий периоды, и нам с вами, учиться бороться с искушениями. Время, в которое жил преподобный Серафим, как раз было временем начала проникновения деструктивных новых «веяний» в систему незыблемых духовных ценностей нашего народа. Людей пытались учить безбожию, пытались воспитывать в них мятежные революционные мысли, заразившись этим от уже революционной в то время Европы.

Преподобный Серафим, человек истинно верующий, русский, духовный, примером своей жизни убеждал всех здравомыслящих людей оставаться в вере Божией, в послушании Богу, в труде ради Бога, и являлся тогда, и остается теперь великим молитвенником и примером истинной жизни в Боге для каждого христианина.

Серафим Саровский учил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Владыка Вадим, прежний наш митрополит Иркутский и Ангарский, любил повторять, что целью жизни русского человека, практически его национальной идеей была феургия – или Богоделание, по слову Павла Флоренского, а в народном понимании – стяжание мира и духа святаго, как говорил преподобный Серафим Саровский. Эта проповедь из уст владыки Вадима звучала очень часто, и многие годы он пытался внедрить в сознание каждого человека мысль о том, что жизнь имеет смысл, а смысл этой жизни – Богоделание. А когда каждый человек на Руси к этому стремится, то общей национальной идеей становится Святая Русь.

Преподобный Серафим Саровский говорил также о том, что Господь ищет сердца людей, которые любят Его и любят ближнего своего. Тогда Он восседает в их сердцах, как на троне, и призывает благодать на этого человека.

В жизни любому человеку достаточно последовать призыву Господа: «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч. 23, 26), а остальное Господь все приложит. Он сам жил так, и нас всех этому учит. И каждый из нас, кто пытается это познать, опытно видит, насколько прав и мудр Господь.

Человеку не нужно ни к чему стремиться на земле. Во главе нашей жизни должны стоять Господь, вера и жизнь по вере. А все остальное, житейское: что кушать, во что одеться – Господь Сам прилагает нам. Самое главное, что человек начинает приобретать мудрость и понимает, что много ему не требуется. Он понимает, что жить нужно скромно, смиренно. На это не уходит много сил. А так как цель нашей жизни не привязана к земле, наша цель – стремление к небу, то и желание приобщиться к небесному житию, ко всему, что совершается на небесах, - это и есть цель и смысл.

Мы находимся в храме, который был создан не так давно. Я сам был причастен к делу строительства этого храма, будучи много лет назад секретарем Иркутской епархии и благочинным. Очень радостно теперь здесь служить и видеть, каким красивым, теплым и уютным стал этот храм.

Слава Богу, что здесь есть приход, что многие местные жители любят свой храм и регулярно приходят сюда для общей молитвы и для участия в Богослужении, откликаются на зов Церкви, на зов настоятеля и стараются являть собою настоящую Церковь.

Радостно, что вы не только стремитесь жить по Заповедям Божиим, но и стараетесь всем сердцем, всем существом своим соединиться с Господом, что вы стремитесь Причащаться.

В маленьких поселках, где люди живут рядом со священником, они понимают, что Литургия, Таинство Тела и Крови Христовых совершается именно для них.

Если же человек не старается участвовать в Таинстве Святого Причащения, значит, он что-то неправильно понимает.

Когда у Серафима Саровского спрашивали, как часто можно Причащаться, он отвечал: «Как можно чаще». Если человек хочет этого всегда, если он хочет теснейшим образом соединиться с Господом, то, конечно, нужно Причащаться в соответствии с возможностями собственной жизни. Не всегда нам позволяют приступить к Таинству житейские нужды и обстоятельства и наши немощи. Но к идеалу себя нужно постоянно подвигать: когда идем в церковь, тогда стараемся и Причащаться.

От этого никогда не бывает плохо. Наоборот, жизнь человеческая выстраивается так, как Господь этого хочет: в любви к Нему, по Его Заповедям, в делах милосердия по отношению к ближним.

Мы видим, что диавол и бесы не могут коснуться таких людей. Если люди живут смиренно и за все благодарны Богу, то диаволу в их жизни места просто нет.

Преподобный Серафим называл главной бедой человека дух уныния. А уныние – это как раз потеря человеком из вида Господа Иисуса Христа. Когда мы живем плотскими проблемами, не молимся, не благодарим Господа, забываем, что все доброе и полезное в нашей жизни имеем от Него, нас смывает волна житейского моря, житейских попечений. И мы начинаем жить, как все остальные мирские люди: в унынии, в непонимании того, что происходит.

А если бы мы всегда смотрели на Господа и стремились находиться в Его свете, то нам всегда было бы хорошо и спокойно. Это как с солнцем: если мы на солнышке, оно нас греет своим теплом. Но стоит нам войти в тень – и солнечные лучи уже не могут нас коснуться. Все зависит от нас: нам просто нужно выйти к солнцу, к свету, к Богу. Мы можем это сделать. И тогда сияние Господа будет с нами постоянно, и ничто темное в нашу жизнь не войдет.

Будем же стремиться к подвигу, который явил нам преподобный Серафим. Прежде всего, к подвигу благодарности Богу, смирения и, насколько каждый сможет в меру своего духовного возраста, - молитвы. Ведь Божий человек не может не общаться с Богом, потому что он любит своего Бога, любит говорить с Ним, рассказывает Ему о самом сокровенном.

Самое главное – мы должны Бога всегда благодарить и все принимать как из рук любящего Отца. Каким бы несправедливым или несчастливым ни казалось нам какое-то событие нашей жизни, все равно нужно за все сказать Господу: «Слава Богу!». И тогда человек научится быть благородным и добрым сыном своего Небесного Отца. Желаю всем вам жить так.

Пусть молитва преподобного Серафима простирается сегодня над нами. А мы постараемся прославлять имя святого своими молитвами, славословием и делами.

Я благодарю всех священнослужителей, которые прибыли сегодня на службу из разных мест и храмов. Многие проделали достаточно далекий путь, чтобы разделить радость сегодняшней соборной молитвы и службы. Это вдвойне радостно, так как, как я говорил уже на одной из проповедей, благочиние – это маленькая ячейка Церкви, которая содержит в себе дух соборности.

Когда человек один, он рано или поздно заражается эгоизмом, гордыней и начинает превозноситься над окружающими, считая их ненужными, лишними, вредными.

Когда мы все вместе делаем общее дело, мы можем его обсудить, помочь друг другу, вместе молиться и сослужить у Божественного престола. Поэтому благочиниями нужно собираться чаще.

Мы будем стараться более активно внедрять в нашу жизнь этот Церковный институт, чтобы священники одного благочиния знали и любили друг друга, помогали друг другу и понимали, что они вместе.

Благодарю вас сердечно за то, что вы откликнулись на мое приглашение. Думаю, что наша сегодняшняя молитва никого не оставит равнодушным и запомнится надолго.

Здоровья всем вам, радости, преуспеяния этому храму, нового иконостаса (смеется) и всего, что можно пожелать доброго.

Да благословит вас Господь.

16.01.2020