Проповедь митрополита Максимилиана в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров
Дорогие отцы, братия и сестры, сегодня мы с вами молимся здесь в завершении первой седмицы Великого поста - самой строгой и самой важной для настроя человека: как дело начнешь, так во многом оно и продолжится.
Чтобы оторваться от своей обычной жизни, часто суетной и греховной, нужно приложить определенное усилие, чтобы посвятить молитве всю неделю. Продолжительные службы с коленопреклонными молитвами в храме и дома настраивают нас на особое благоговейное и молитвенное состояние.
Пост - это не диета с исключением животных продуктов. Пост - это возможность создать для своей души такую обстановку, чтобы душа могла ожить и дышать. Ведь в обычной жизни чаще всего тело главенствует над душой. А в Великий пост мы даём своей душе расцвести, потому пост и называется духовною весною. Поэтому мы должны создать для своей души такие условия, чтобы она могла жить, дышать и изменяться по Заповеди Христовой.
Сегодня мы с вами совершали молебен святому великомученику Феодору Тирону - установное богослужение по окончании первой седмицы Великого поста.
Все вы, конечно, знаете историю о том, как константинопольские христиане в середине 4 века, во время правления нечестивого императора Юлиана Отступника в начале поста ревностно и свято молились Господу и соблюдали пост со всей возможной уставной строгостью, пребывая в любви и благословении Божием.
Для того, чтобы осквернить их пост, Юлиан Отступник повелел все продукты на рынке окропить идоложертвенною кровью, предвкушая, как христиане после недели без вкушения пищи купят для себя продукты на рынке и "осквернят" свой пост вкушением идоложертвенной пищи.
Но Господь защитил свой верных молитвенников, послав к ним своего угодника Феодора Тирона, который за 50 лет до этого события мученически пострадал за Христа. Феодор Тирон явился Константинопольскому епископу Евдоксию с предупреждением Божиим о злом умысле императора, и святитель повелел христианам есть варёную пшеницу с мёдом. Таким образом святость поста константинопольских христиан была сохранена, и зло было отведено от них по милости Божией.
Несомненно, эти христиане молились по-настоящему свято, иначе зачем было бы духу злобы поднебесной восставать на них.
Если он видит, что люди якобы постятся, молятся теплохладно и проживают это время просто по традиции, ему незачем бороться против таких христиан. Они ему не противники и ничем не страшны, потому что они уже сами впустили в свою душу идоложертвенное.
По сути, мы с вами не отрываемся от греховной жизни, когда продолжаем служить идолам своих желаний и страстей, духу времени.
Поэтому продиводействие в сторону христиан как раз показывает, что они постились свято.
И для нас это большой урок. Ведь если мы с вами будем молиться дерзновенно, не жалея себя, не думая о своем якобы "потерянном" на молитву времени, то этот пост станет для нас великим достоянием и святыней. А Господь охранит нас от всякого зла, от различных недоброжелателей и всего дурного, чтобы мы, постясь, оставались бодрыми в духе, радостными, желающими жить в Боге и с Богом.
Давайте будем подражать посту константинопольских христиан, которые смогли поститься, с одной стороны, так дерзновенно, а с другой - так смиренно, кротко, по послушанию.
И Господь тогда не лишит нас ни здоровья, ни радости, но, напротив, умножит все доброе в нас многократно. Тогда весь пост станет для нас временем укрепления наших духовных сил.
Да благословит вас Господь молитвами святаго великомученика Феодора Тирона и всех святых.