Проповедь митрополита Максимилиана в Родительскую субботу 21 марта 2020 года

Проповедь митрополита Максимилиана в Родительскую субботу 21 марта 2020 года


Во вторую Родительскую субботу Великого поста, 21 марта 2020 года, митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан совершил Божественную Литургию и панихиду в храме святого благоверного великого князя Димитрия Донского г. Иркутска.

Дорогие отцы, братия и сестры, сегодня мы с вами собрались здесь в субботний день, чтобы почтить память всех почивших христиан православных: всех, кто нам дорог и близок; кому мы благодарны; кто примером своей жизни открыл для нас христианство. А также мы хотим помолиться о тех, кто сохранил для нас веру православную и пронес ее в верности и чистоте через все испытания; о тех, кого, может быть, Церковь и не прославила, но кто в их незаметном для глаз духовном подвиге ради Господа достоин молитвы о них.

И всех мы помним. Особенно нужно помнить тех людей, которые являлись прихожанами вашего храма: тех, кто начинал молитву на этом месте, кто понес первые труды по установлению прихода. В приходе о них должна действительно быть Вечная память. Вечная память существует, пока сохраняется молитва, пока живы благодарные им люди.

Помолимся о них сегодня, вспомним, помянем, поблагодарим. Это является большим утешением для усопших.

Господь так устроил, что если Церковь едина: и земная - воинствующая и Небесная - торжествующая, то мы молимся друг о друге: и о тех, кто на земле, и о тех, кто уже ушел в Вечность, потому что это свидетельствует о нашем единстве и нашей любви. Человека не заставишь насильно молиться и приходить в храм, если сам человек не испытывает любви и благодарности к тем людям, о которых нужно молиться в этот день. Счастливы души тех людей, о ком сегодня молились.

Но есть люди, которые почили в безвестности. Например, наши дальние родственники, о которых мы не знаем. О них тоже нам нужно молиться. Если мы в Церкви и Господь благословил нам быть так близко к Телу и Крови Христовы, к алтарю Господню, то нужно узнавать имена тех, кто был в нашем роду, и молиться о них (кто крещен). А за тех, кто не был крещен, или жил не благочестиво, или даже был настроен воинственно против Церкви, можно приносить милостыню. Вот в середине храма специально стоит стол, куда мы можем положить продукты как милостыню за этих людей.

Не стоит подавать записки в алтарь за тех людей, которые не знали Христа или боролись со Христом, потому что в алтаре вынимается частичка за каждого христианина и опускается в Чашу - омывается в Крови Христовой. Но по любви к этим людям, при жизни отвергшим Бога, мы приносим о них милостыню и свечу, которая будет гореть во время Панихиды, с надеждой, что тот, кому отдадут эти продукты: священнослужитель или нуждающийся – поблагодарит Бога и помянет того, за кого эта жертва была принесена.

Будем же поступать так: о том, кто был христианином и уповал на Бога, будем подавать записки в алтарь, а о тех, кто христианами не были, – приносить милостыню. Тогда наша любовь будет исполнена по-настоящему, и все наши прошения ко Господу мы сможем совершить здесь, в Церкви.

Последнее время, в связи с заболеваемостью коронавирусом во всем мире, мы все, наверное, часто думаем о смерти, о своих родных и близких. Если человек воцерковленный, он, скорее всего, скажет себе: «На все Воля Божия. Если Господь мне благословит или попустит испытание болезнью, так тому и быть, слава Богу за все».

Но не все люди готовы принять такое положение, не все готовы подвергнуть свое здоровье опасности от смертельной болезни. И особенно плохо, если в понимании таких людей эта опасность будет как-то связана с Церковью.

Сейчас в тех районах, где уже есть заболевшие коронавирусом, вводятся церковные постановления о мерах сугубого предохранения от инфекции: протирать иконы, подавать запивку в одноразовой посуде и много другое. В Постановлении Священного Синода сказано, что в тех регионах, где уже есть заболевшие, эти правила должны неукоснительно выполняться.

В Иркутской области пока, Слава Богу, заболевших нет, и мы пока живем по старым нормам. Но если вирус распространится и на нашей территории, в наших храмах также будут введены благословленные на этот период правила.

Мы должны понимать, что это нисколько не умаляет святыню, но делается ради наших ближних. Не нужно гордиться: «Я такой верующий, что никогда не заражусь, потому что нахожусь рядом со святыней». Нужно думать о других: и об обществе, и о Церкви в целом, в том числе и о ее положении в обществе и о ее репутации. Не нужно искушать людей своим поведением. Не нужно вести себя так, чтобы из-за нас кто-то мог сказать, что заразился в Церкви, потому что там не соблюдали правила, которые соблюдаются во всем мире.

Будем готовы, если нужно, понести этот труд. Пусть это будет сложнее и потребует больших усилий и большей внимательности, но это должно быть сделано. Не ради себя, но ради людей. Ради наших пожилых родственников; ради родственников тех людей, которые придут в храм за помощью в непростой ситуации. Сделаем все возможное, что от нас требуется.

Я считаю, что образ жизни христианина – жить по благословению. Если Церковь благословила, мы стараемся исполнить то, что благословлено. Это хорошее дело для христианина – слушаться, трудиться и вдумчиво жить.

Желаю всем вам доброго здоровья и доброй жизни христианской, а всем нашим почившим родственникам – упокоения души.

Да благословит всех нас Господь.

21.03.2020