Проповедь митрополита Максимилиана в Крестопоклонную неделю в Крестовоздвиженском храме города Иркутска
Дорогие отцы, братия и сестры, в сегодняшнее воскресенье – Крестопоклонную неделю – мы собрались здесь, в храме, чтобы вместе помолиться, прославить Христово Воскресение и утешиться лицезрением креста.
Когда мы с вами смотрим на крест (особенно те, кто давно уже в храме), мы испытываем чувство доброе и теплое, чувство любви и благодарности, потому что наш Бог по любви к нам искупил за нас наши грехи не Кресте и открыл для нас путь в Царствие Божие. Никто из нас теперь не имеет препятствия на этом пути, кроме собственных лени и нежелания, чтобы войти в Царствие Божие.
У тех же людей, которым незнакомо чувство Богообщения, крест вызывает ужас, неприятие, желание отойти от него, потому что напоминает собою о смерти и страданиях. Вся жизнь таких людей - здесь, на земле. Они не знают Царствия Божия, не знают Жизни Вечной, и поэтому смерть для них – это крайний предел жизни, которого они очень боятся. Они не хотят задумываться о смерти и не хотят, чтобы кто-то лишний раз им об этом напоминал.
Христос взошел на Крест по любви Своей к нам, и мы должны следовать Его примеру. Крест по своей форме состоит из двух перекладин: вертикальной, устремленной к Небу; и горизонтальной, обнимающей землю, как Господь со Креста. И мы должны в своей земной жизни идти путем Христовым и стремиться к воскресению через крест. Это значит, что мы с вами должны с желанием принять и терпеть все, что посылается нам в этой жизни, благодарно, кротко, в душевном мире и тишине, в полном смирении и предании себя в волю Божию. А через это кроткое приятие – стяжать любовь.
Взойти на Крест очень непросто. Иисус Христос был Богочеловеком и знал о Своем предназначении, но даже Он по-человечески был в смятении, когда молился в Гефсиманском саду, и просил Господа: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия…». (Мф. 26; 39). Но затем, когда Он молитвенно укрепился, пошел со спокойствием. И когда Его арестовывали в Гефсиманском саду, и на суде, и при Распятии Христос был спокоен – Он уже Сам внутренне взошел на этот Крест.
Распятый на Кресте, Иисус Христос молился о людях и благословлял своих мучителей, а умирая, только тихо и кротко вздохнул.
Так же и в нашем земном пути. Если мы не взяли на себя свой крест, если мы ропщем, если мы постоянно сворачиваем с пути влево или вправо в зависимости от каких-то мелких жизненных обстоятельств, то мы еще не пошли за Христом. И поэтому в нашей жизни так много искушений и скорбей: мы не крепки в своем желании, колеблемся в разные стороны от порывов мирского ветра. А тот, кто решился взойти на свой крест и взошел, - тот действительно счастлив: счастье Божие входит в сердце человека. Святые отцы говорят, что крест Христов взять трудно, но нести легко. Это истина.
Когда ты взошел на крест и сам себя пригвоздил к нему желанием жить, как Господь, нужно понимать, что широко раскинутыми распятыми на его горизонтальной перекладине руками ты должен еще, как Христос, обнять всех людей своею любовью. Без этого невозможно устремляться ввысь, к Господу.
Распятый на Кресте Господь, забыв о Своих муках, с любовью беседовал с разбойниками, распятыми рядом с Ним. И тот разбойник, который исповедовал его Богом и раскаялся в своей грешной жизни, был спасен и в последнюю минуту жизни получил Царствие Небесное. Тот же, кто хулил Христа и на кресте и оставался в ропоте, не имея ни любви, ни сострадания, ни смирения, не спас свою душу. Для нас это тоже урок: можно быть на кресте, но не спастись, если не иметь любви и роптать.
Подражая Господу, мы должны подражать и Его свободе. Господь пришел в этот мир, чтобы мы свободной волей и желанием возлюбили Его. И за Господом можно идти только по любви к Нему. Ни ради чего другого это невозможно – только по любви. Нельзя стремиться к Царствию Божию, не любя Бога, не желая подражать Ему, иначе невозможно достичь цели.
Очень многие из нас скорбят оттого, что наши дети и близкие не ходят в храм, не живут по Заповедям Божиим. Почему так происходит? Дело в том, что мы пытаемся подвигнуть их к доброму пути, не являя им доброго примера своим отношением и своей жизнью. Любое насилие, любая агрессия в отношении чьей-либо души не приведет ни к чему доброму и полезному, потому что Сам Господь говорит о свободе и о любви.
И мы можем исполнить свое служение Христу и своим ближним в том, что взойдем на свой крест и будем от этого счастливы, будем подавать добрый пример своими добрыми чувствами и отношением, своим милосердием, своей добротой, своей кротостью и незлобием. И тогда люди, живущие рядом с нами (может быть, и не сразу, а через какое-то время), тоже изберут путь Христов.
В сегодняшнем чтении Апостола мы слышали, что «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12; 6-7). Действительно, так и было до пришествия Христова. Люди не знали еще Евангелия любви и поступали так, как считали правильным.
Но Господь мог бы сказать эти слова иначе: «Любящий сына своего показывает ему добрый пример: приняв свой крест, радостно и безропотно неся его в жизни для того, чтобы его любовь могла иметь действенную силу».
Сегодня, взирая на этот крест, мы должны понять, чего Господь хочет от нас. А Он хочет нашей доброй воли и доброго желания последовать за Ним. И сейчас, в середине поста, святая Церковь укрепляет нас вИдением и целованием креста, чтобы мы пересмотрели свою жизнь и выбрали Господа. Хочется, чтобы все мы жили по-Божьи, шли за ним без ропота. Ведь что такое ропот? Это несогласие с Богом, с Его волей или Его попущением.
Поэтому нужно жить кротко, смиренно и благодарно. В этом и будет несение нашего креста.