Свобода! Каждый человек сможет много сказать рассуждая над этим прекрасным словом. С древности это слово звучит как призыв и наполняет умы отвагой и решительностью к борьбе за ее идеалы. И эта борьба не прекращается. А результат у нее один - противодействуя борьбе за свободу, другие люди изощряются в поиске лучших форм защиты привлекая всю мощь нашей цивилизации, и делают мир еще и еще не свободнее. Пройдя жизнь полную испытаний и приключений на путях свободолюбия, любой умный человек говорит себе: "Я все равно не свободен. И чем больше я сделал для свободы, тем сильнее во мне понимание условности самого этого понятия и всего того что мы наворотили".
Казалось бы - замкнутый круг и нет истинной свободы в этом мире. Но не так все в Православной Церкви, ведь уже 2000 лет как Господь разъяснил нам это недоумение, сказав: "если Сын (Божий) освободит вас, то истинно свободны будете". Вот где верное понимание свободы! Почему же мы не свободны? Потому говорит святой Феофан Затворник: ".. что ум многих часто связан узами заблуждений, суеверий, недоумений; он бьется, но выбиться из них не может. Так же часто ум просто пуст и ничего не знает, а потому ничего и понять не может". Тогда пытливые из внешних спрашивают; "Что же нам делать с нашим невежеством, ведь оно сродни тьме и ходить в ней мы не можем. Как нам стать свободными?".
Возвращаясь к святителю Феофану затворнику мы слышим от него разъяснение в Духе и Истине: "Прилепись ко Господу, и Он просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум твой.". Это путь истины, но мы знаем на практике жизни, что легко сказать, да не легко сделать. Даже святой апостол Павел говорит о себе: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим.7; 19 ). Но чтобы мы не унывали он договаривает немного утешая нас: "Если же делаю то', чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех"(Рим.7; 19). Это чтобы мы понимали - грех порождает страсть, а страсть это выраженная в цвете, вкусе, осязании, обонянии память о грехе. Не виртуальная, а реальная, подобна она ране от иглы после введения в вену наркотика - незаметна, болит и одновременно приносит сладость.
Природа человека такова, что она раз упав в первобытной древности, сломалась, и теперь воспринимает грех сладким и полезным, даже не смотря на плохие от него последствия. Только Сын, войдя в сердце человека открывает верному своему эту чёртову подмену и наконец объясняет, что волю вяжут страсти, и не дают ей простора действовать тоже они; она бьётся, но без понимания и видения все усилия ее тщетны и проходят мимо страстных уз и сетей лжи. Потому святые божьи люди прошедшие этот искус и распознавшие вкус добра и зла настоятельно просят Рассмотреть Господа, понять Его, пожалеть Его и уже полюбить Его как венец всего самого лучшего во вселенной.
Святой Феофан Затворник так пишет нам об этом: "..прилепись к Господу, и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды. Сердце облежат постоянные тревоги, и отдыха ему не дают; но прилепись к Господу, и Он успокоит тебя; и будешь, мирствуя в себе, и все вокруг светло видя, беспрепятственно и непреткновенно шествовать с Господом, сквозь мрак и темноты жизни этой, к всеблаженной, полной отрады и простора вечности.
Бог есть Дух! "Где Дух Господень там свобода" (2Кор.3:17). Обретая Бога, мы обретаем свободу и Только эту свободу можно назвать безотносительной - полной решительности о отваги но тормозящей там, где начинается свобода другого человека, а потому Свобода Божья не стоит по колено в крови, а покрывает собой всех любящих Господа.