Слово митрополита Максимилиана в неделю о слепом в храме Святителя Николая Чудотворца г. Слюдянка

Проповедь митрополита Максимилиана в неделю о слепом в храме Святителя Николая Чудотворца в городе Слюдянка

Неделя о слепом. Архиерейское служение в Свято-Никольском храме г. Слюдянка.

Дорогие отцы, братия и сестры, Христос Воскресе!

Сердечно поздравляю вас с нынешним воскресным днем, с праздником Пасхальных дней.

Так много в нашей епархии храмов в честь Святителя Николая Чудотворца, что в день памяти святого невозможно посетить всех. В этот день я служил в городе Черемхово, а ваш Никольский храм выбрал для воскресного богослужения. И сегодня с радостью поздравляю вас с престольным праздником и желаю, чтобы Святитель Николай благословлял всех вас, освящал своими добрыми делами и молитвами и всегда был рядом с вами.

В сегодняшний день мы чтим память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – просветителей славян, поэтому этот день отмечается в нашей стране как День славянской письменности и культуры.

Также сегодняшний день – день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, о котором мы сейчас молились, пропев ему «Многая лета». Нам всем известно, какая непростая ситуация сложилась сейчас в связи с пандемией во всем мире, и в нашей стране, и в Церкви. Во многих храмах служба происходит без присутствия прихожан, многие священники болеют, некоторые даже умирают от новой болезни. И все это, опосредованно, приходится переносить и Предстоятелю Церкви, потому что он за всех отвечает, всем руководит, за всех молится, принимает решения. В это непростое время хочется пожелать ему здоровья, крепости и помощи от Господа и того, чтобы святые равноапостольные Кирилл и Мефодий благословляли и умудряли. Они много потрудились для славянских стран. Хочется, чтобы, по их молитвам, Святейший Патриарх долго жительствовал и трудился во здравии, благоденствии, мудрости и силе и смог много сделать для Церкви Христовой, в том числе и при выходе из нынешнего кризиса. Соборно желаем ему сегодня всего самого доброго.

В Евангельском чтении сегодняшнего дня мы слышали об исцелении слепого. Батюшка уже сказал проповедь на эту тему. Хотелось бы только отметить, что мы должны понимать: трудиться мы должны сами. Господь никогда и никому не дает благодати и святыни без веры. Он сам говорил: «Не давайте святыни псами не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими…» (Мф.7; 6).

Те люди, которые противятся, которые не хотят жить во благости, противятся и не хотят слышать Господа, вряд ли смогут получить какое-то чудо или исцеление, потому что это не принесет никакой пользы для их души.

Самое главное, что дает нам Господь, - это польза для души, которая нужна нам, чтобы правильным путем прийти в Царствие Небесное. Мы должны понимать, что если в нас есть вера, молитва и просьба к Богу о чем-либо, мы прежде всего должны потрудиться. Без этого труда не получится плода.

Именно в этом заключается отличие православной веры от разных сектантских отклонений от веры. Почему часто люди уходят в секты? В Православной Церкви мы говорим, что человек всю жизнь должен трудиться над совершенствованием своей души и что никому не гарантировано Царство Небесное. Сектанты же говорят гораздо более привлекательные вещи: мы уже все спасены; Господь нас спас; и всех нас ожидает райская блаженная жизнь – и делать для этого с собой ничего особо не надо - только признавать, что Господь наш Бог и что Он нас спас. Но православные люди понимают, что это заблуждение и что нам обязательно нужно исправляться и становиться такими, какими нас хочет видеть Господь; становиться, по сути, святыми - иначе мы не войдем в Царствие Божие.

Поэтому каждый день, каждый час мы должны трудиться. Евангельскому слепорожденному Господь тоже вначале дал совершить определенный труд – дойти до купели Силоамской, причем в это время глаза его были намазаны брением, сотворенным Господом из земли и плюновения. И нужно было с этим смириться, поверить и потрудиться.

Господь дал этому человеку не просто здоровье и исцеление. По сути, Он дал ему новую жизнь. Как Адама Господь создал из персти земной, так и слепорожденному Господь сотворил глаза, которых у него не было. Новое творение, по сути. Великое чудо.

Когда апостолы спрашивают Иисуса, кто виноват в том, что этот человек родился слепым, но никто не виноват: все произошло так потому, что чудо Божие должно было совершиться над этим человеком. И нам с вами в жизни тоже не нужно искать виноватых. Мы не знаем Промысла Божия и не знаем, что и из-за чего происходит, поэтому должны смотреть только на самих себя и благодарить Бога за все. Не думать: «За что нам это дано? В чем мы провинились?», а просто увидеть и осознать свой грех, попросить прощения и помощи у Господа для того, чтобы исправиться. Для этого нам и даются все искушения в жизни. А искать виноватых нет смысла. Даже если ты будешь считать, что сам виноват, это не даст многого. Может быть, ты даже впадешь в уныние от подобных мыслей.

Главное – упав, увидеть, что ты споткнулся и лежишь. Понять, из-за чего ты споткнулся, и попытаться встать, попросив помощи у Бога. А после обязательно поблагодарить Его и возрадоваться, почувствовав, что Господь нас видит и слышит всегда, любит нас всегда. Он чувствует нашу боль, ждет, когда мы попросим, - и тут же приходит нам на помощь. Приходит многократно. Мы можем просить и сегодня, и завтра, и послезавтра – и если мы искренне хотим исправиться, если искренне хотим быть с Богом, Он обязательно придет и подаст нам руку помощи. В этом проявляется Его великая любовь и этим Он отличается от нас, живущих на земле.

Ведь мы с вами, к сожалению, не умеем любить. Один раз, может быть, и простим кого-то, сделаем кому-то доброе дело, но если в следующий раз нам этот человек не ответит взаимностью, мы для него добро делать уже перестанем: скажем, что ему это неполезно. Дескать, мы ему добро, а он с нами злом отвечает.

А Господь нас прощает бесконечное множество раз и всегда помогает, несмотря на все наши отступления. В этом и есть настоящая любовь: не искать ничьей вины, не искать причин происходящего с нами, а просто любить окружающих, прощать их, радовать, помогать им. Воспитывая в себе это качество, мы будем уподобляться Господу и Его Церкви; будем похожи на Него.

Да благословит вас Господь.

25.05.2020