Проповедь митрополита Максимилиана в четвертую неделю по Пятидесятнице в Николо-Иннокентьевском храме города Иркутска
Дорогие отцы, братия и сестры, я сердечно поздравляю вас с Воскресным днем.
Очень рад молиться с вами в этом святом храме под покровом Богородицы и под предстательством наших любимых святых - святителей Николая и Иннокентия.
Ваш приход является одним из самых ярких и крепких в городе Иркутске. Отрадно чувствовать ваш молитвенный настрой и согласованность на службе, слушать ваш гармонично звучащий клирос.
Евангельское чтение сегодняшнего дня напоминает нам о том, как римский сотник по своему сердечному желанию просил Господа исцелить его тяжко болящего слугу. Этот эпизод сподвигает нас к размышлениям о нашей молитве: о чем мы можем просить Господа, насколько долго, сильно и неотступно.
Часто бывает, что человек, чувствующий свою немощь, свою слабость, молит Господа о помощи. Он просит Господа помочь и тогда, когда видит, что его близкие, друзья или соседи испытывают болезни и скорби, несут бремя проблем.
Сердце человека болит за этих людей. Болит от любви к этим людям. Значит в основании молитвы к Богу лежит любовь, желание помочь, желание исправить ситуацию. И это самое главное, самое лучшее, самое правильное основание для молитвы, которой мы беспокоим Бога по своим, по сути, земным проблемам. Если бы мы молили Господа только о спасении людей, это, наверное, было бы неправильно. Мы молимся о насущном, житейском: о благополучии, здоровье, о мире в семье и о многом другом, что сопровождает нас в земном пути.
Господь говорит человеку: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:22-23). Все, что мы считаем в себе светлым, - это тоже тьма, и только волей Божией и Его светом мы освЕщаемся и освЯщаемся по-настоящему, когда уподобляемся чистому стеклу и призываем Господа светить на нас и через нас. В этом тоже заключается великая тайна и великое свойство любви: если мы себя полностью посвящаем Другому, открываем Ему свою душу без остатка, очищаем себя, то на нас нисходит Божественная любовь.
Но мы должны также помнить, что Господь промышляет о каждом из нас. И жизнь каждого из нас состоит из этапов нашего взросления и приобретения мудрости, которая укрепляется в нас по мере того как мы переживаем трудные жизненные обстоятельства. Мы учимся выбирать Бога, а не привычные земные радости, благодарить Бога и прославлять Его в минуты, когда нам трудно, когда мы, может быть, находимся на грани отчаяния и, может быть, не можем уже верить или молиться. Мы учимся благодарить Господа в любых обстоятельствах нашей жизни.
Наши молитвы о самих себе, о родных и близких должны рождаться от любви нашего сердца. Но не только. В нас должно быть желание не того, чтобы Господь исправил ситуацию так, как мы хотим, как мы видим или чувствуем правильным. Мы должны воспитывать в себе другое желание и другую молитву.
Наш человеческий ум, слабый опыт и малая духовность не дают нам увидеть Промысла Божия о других людях и даже о себе самом. Поэтому суть молитвы должна быть другой: "Господи, исправь ситуацию так, как Ты видишь, как Ты можешь, чтобы человек покаялся, исправил свою жизнь, чтобы ему стало легче, чтобы изменилась ситуация, в которой он сейчас находится". Но как это произойдет - это дело Божие, и в этом нам не стоит проявлять настойчивости. Господь каждого из нас ведёт своим путём. Бывает, что человеку нужно пострадать, пережить трудные времена для того, чтобы его сердечное существо стало восприимчивым к Богу, к Небесному, к спасению своей души.
Поэтому важно молиться так: "Господи, помоги, исправь ситуацию, дай милость Свою. Помоги, по милости Твоей, человеку испытать новое ощущение жизни".
Бывает, что меняется не ситуация, в которой живёт человек, меняется он сам. И эта ситуация становится для человека вполне приемлемой, потому что человек перестает обращать на ситуацию пристальное внимание. Он начинает молиться Богу и видеть, из-за чего пришла в его жизнь та или иная проблема. И человек начинает исправляться. То есть то, что попускается Богом, "срабатывает" и помогает человеку исправиться.
Мы можем так рассуждать. Но, с другой стороны, эти рассуждения не должны привести нас к полному бездействию и позиции: "Зачем что-то делать? Господь всё управит, а мне незачем в это вмешиваться, потому что у каждого человека с Господом своя связь и своя любовь".
Нет, всё, что от нас зависит, мы должны сделать для человека по сердечной любви: помочь, направить, дать что-то от себя. Единственное, что мы должны сделать прежде такой помощи - это помолиться Богу с просьбой умудрить нас, чтобы мы человеку не навредили: о правильном спросили, дали необходимое, поддержали без лишних искушений. Чтобы Господь умудрил нас сделать то, что мы должны сделать для человека сегодня. То есть, чтобы принести человеку пользу, мы должны помолиться о помощи в приобретении мудрости и рассуждения в вопросе этой помощи до её начала; должны молиться в процессе этой помощи, чтобы сделать всё правильно, не искусить человека; и, конечно, поблагодарить Бога после.
Господь верующего человека слышит и обязательно исполняет его молитву, если эта молитва умудренная, если эта молитва полезна для спасения и нам, и человеку, о котором мы молимся.
Сотник просил об исцелении своего слуги, потому что о нем сожалел и скорбел, и знал, что Господь исцеляет таких людей, если об этом просят искренне.
Думаю, что мы так и должны просить: об исцелении, о помощи Божией, но только не настаивая на своём. Каждая молитва должна заканчиваться искренними словами: "Но да будет воля Твоя, Господи".
Спаси вас Господи. С праздником!
Дай, Бог, благословения вашему приходу, чтобы он рос и укреплялся. Чтобы помимо благолепного вида, благолепного пения, истовой молитвы здесь продолжали своё развитие воскресные школы для детей и взрослых, приносили свои плоды добрые начинания в социальной и молодежной сферах.
Мы должны жить полной жизнью. Если у нас в душе лишь скорбь о грехах, что-то неправильно в нашей жизни, потому что мы должны радоваться о Господе и нести эту радость людям и вне храма после богослужений. А для этого должна быть живая и крепкая приходская жизнь. Вы должны хорошо знать друг друга, заботиться друг о друге, интересоваться друг другом, совместно трудиться во Славу Божию. Думаю, что всё это у вас есть. Но нельзя стоять на месте - всегда нужно развиваться, идти вперёд.
Да благословит вас Господь.