Проповедь митрополита Максимилиана в праздник Рождества Иоанна Предтечи в п. Качуг

Проповедь митрополита Максимилиана в праздник Рождества святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в храме святителя Иннокентия, митрополита Московского поселка Качуг

Митрополит Максимилиан с архипастырским визитом посетил храмы Качугского района.

Дорогие отцы, братия и сестры, сегодня мы вспоминаем одного из величайших святых нашей православной Церкви – святого Иоанна Предтечу. Вспоминаем день его Рождества.

И это удивительно, потому что Церковь обычно чтит память своих святых угодников в день их преставления ко Господу. Действительно, итог жизни человека – это последний его вздох. Если человек скончался в святости, то Церковь его прославляет как добрый пример для всех нас.

А вот Рождество святого мы вспоминаем лишь у избранных: Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество святого Иоанна Крестителя. Эти люди были предызбранны, чтобы послужить делу нашего человеческого спасения. Пресвятая Богородица станет Той, Кто родит Господа нашего Иисуса Христа, а Иоанн Предтеча должен был проложить путь ко встрече людей с Господом, показать нам образец покаяния. Он не просто призывал других к покаянию, но сам всю свою жизнь до выхода на общественное служение в этом покаянии провел: жил в пустыне, в сугубом посте (как сообщает Святое Евангелие, ел лишь акриды и дикий мед), носил власяницу.

По сути, святой Иоанн Креститель исполнил Закон Жизни: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12; 20). Он умерщвлял свою плоть всеми возможными способами, очищал себя от всего греховного, земного, человеческого, чтобы воспитать чистое, духовное, должное послужить благу нашего спасения. За это мы его чтим и благодарим: за его подвиг, за его труд, за то, что он смог привести ко Христу всех своих учеников.

Сегодня в Священном Писании мы слышали о чудесном рождении святого Иоанна Предтечи, о чудесном наречении ему имени вопреки существующему обычаю (его имя в переводе означает «благодать»). Слышали о том, как мать родила его, будучи бесплодной, в преклонных летах, нарушив все законы земного естества. Это чудо показало, что Господь всесилен и может все. Если это нужно, легко «нарушается естества чин».

Сегодня мы с вами почитаем святого Пророка и Предтечу Господня Иоанна. Думаю, что каждый человек, особенно священнослужители, и я в том числе, не раз задумывался о том, что мы слишком мало умираем ради того, чтобы дать жизнь другим людям, следующим за нами священнослужителям. Мы недостаточно аскетичны. Сложно соблюсти баланс. Страшно отказаться от всего того, что дает нам цивилизация, что дает нам привычный образ жизни, «канонизированный» среди людей.

Человек может быть правильной или греховной жизни. Даже при правильной жизни у человека все равно есть время на отдых, на какие-то свои занятия. Очень непросто найти границу, за которой правильное неожиданно становится уже греховным.

Как отказаться от всего и отправиться в одиночный путь, нарушая общественные правила и решив жить так, как святые: в аскезе, посте и молитве? Где эта грань, которую важно увидеть и соблюсти в своей жизни?

Хотелось бы, чтобы такие святые, как Иоанн Предтеча, Креститель Господень, просвещали нашу душу после нашей молитвы к ним и помогали нам избрать тот возможный по нашим силам предел аскетической жизни и «умереть» все-таки для этой жизни и принести духовный плод и в наших отношениях с супругами, детьми, близкими, коллегами, соседями и нашими со-Причастниками-прихожанами. Чтобы мы правильно строили жизнь, чтобы в нас вселилась уверенность в том, как нам нужно жить, и чтобы мы восприняли пример таких святых, как Иоанн Креститель, которые хотели и свою душу спасти, и послужить Церкви и делу спасения многих людей.

Очищая себя от наносного, мы готовим чистый источник нашей души и приглашаем Бога Духа Святаго в храм нашей души. И тогда Он действует и в нас, и через нас – на других людей. Но все начинается с нашего желания жить для Бога и в Боге; жить так, чтобы Небесное для нас было выше земного. Чтобы вся наша земная суета доверялась Богу. Наверное, особенно важно это в наше время для людей праведной земной жизни, которые живут в своем доме, со своим хозяйством. Очень часто перед ними встает выбор: идти ли сегодня в храм на праздник или поливать огород или косить сено.

В таких случаях необходима правильная мотивация поведения. В наших поступках не должно быть ни малодушия, ни привычки делать «как все». Все-таки нужно исследовать свою душу и поступить правильно: нужно делать то, что полезнее для нашего спасения. Это тоже своего рода жертва, когда человек нарушает свой внутренний «естества чин», меняет свои привычки и традиции ради Бога, ради спасения своей души.

Иоанн Предтеча в своей жизни нарушил многое привычное в глазах других людей. Будучи рожден в достаточно благородной семье, он ушел из мирской жизни, чтобы готовить себя к великому Божьему делу.

У каждого из нас есть такое великое дело – это, прежде всего, спасение своей души. Это самое главное, иначе жизнь будет прожита напрасно. Господь создал нас бессмертными, вечными, и дал нам эту земную жизнь, чтобы мы самоопределились: что нам ближе, что дороже, к чему мы стремимся, чего мы хотим на самом деле. И если мы проявим свою деятельную любовь к Богу, свое желание быть с Ним, Господь нас к Себе и примет. А если нам будет дороже все то, что нас окружает ежедневно в нашей жизни, в наших чувствах, эмоциях, в нашем хозяйстве, - значит, мы не достойны Бога.

Господь говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10; 37). Только через верную любовь к Господу можно получить спасение.

И в этом вопросе необходимо проявлять особенную мудрость. Решение не должно быть просто прочитано в книге и принято к неукоснительному исполнению. Нельзя заявить членам своей семье, что вы то-то и то-то прочитали в Священном Писании или у святых отцов и теперь больше не будете ничего делать для дома и домашних, и вообще уходите в храм молиться и спасать свою душу. Конечно, подобная мысль в корне не верна, потому что она очень детская по своему содержанию. Нужно возрастать в мудрости и понимать, что вокруг тебя живут люди, которые ждут от тебя любви.

Самое главное, что должно быть в основе любого нашего действия, - это любовь. Мы должны поступать по любви к Богу и людям, но не по каким-то нашим земным привязанностям и традициям. Тогда только возможно спасение. Господь милостив. Тому человеку, который живет в Господе и желает спасения, Господь, я думаю, явит Свою милость и даст возможность жить вместе с Ним в Царствии Небесном.

Будем же подражать нашим святым в их желании жить с Господом, в их желании спасения души и служения во Славу Божию и на благо ближнего.

Поздравляю всех вас с праздником, благодарю вас всех за понесенные труды, за совместные молитвы. Желаю вам Божией помощи в строительстве нового благолепного храма, не забывая о том, что «храм не в бревнах, а в ребрах». Желаю вашему приходу молитвенного настроя, радостности. Считаю, что христианам не может быть свойственно уныние и малодушие. К унылым людям никто не придет. А на приходе должна быть всегда радостная, добрая, деятельная атмосфера.

Древняя Качугская земля должна возрождаться, в том числе нашими добрыми трудами, нашим молитвенным настроем и нашей неустанной деятельностью во Славу Божию.

Да благословит вас Господь.

13.07.2020