Проповедь протоиерея Сергия Кузнецова в праздник Крестовоздвижения в храме Воздвижения Креста Господня г.Иркутска

Проповедь протоиерея Сергия Кузнецова в праздник Крестовоздвижения в храме Воздвижения Креста Господня г.Иркутска 

Престольный праздник в Крестовоздвиженском храме г.Иркутска

Дорогие братия и сестры, сегодня мы встречаем праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня.

300 лет Крест Господень был погребен на Голгофе. Обычно так поступали, когда хоронили распинаемых преступников: их предавали земле вместе с орудием казни.

Благодаря великому старанию и попечению благоверной царицы Елены, которая в возрасте 80 лет прибыла в Иерусалим, был найден сей Крест и было получено свидетельство того, что он есть тот самый Крест Животворящий Господень: чудеса, которые явил этот Крест, подтверждаются.

Люди стремились увидеть этот Крест, и тогда он был воздвигнут на горе, чтобы все смогли узреть его, и взывали: «Господи, помилуй!».

Путь христианина – это путь крестоношения. И крест жизни может иметь разные смыслы.

Первый крест – это крест, который говорит нам о внешних скорбях: разного рода болезнях, напастях, клевете, поношениях, когда человека несправедливо обижают, унижают, обирают, ущемляют. И это все человеку нужно в жизни понести мужественно и смиренно.

Вторым крестом называют крест покаяния. Святые отцы связывают его и с мученичеством, потому что человеку на самом деле нелегко избавиться от призмы самолюбия, когда человек, возлюбив только самого себя, через эту призму взирает на мир и на всех людей. Тогда он всегда остается для себя правым, всегда – умным, а другие люди, в его понимании, недостойны такого же отношения к ним. Но он, конечно же, лицемерит перед теми людьми, от которых надеется получить какую-либо выгоду, лебезит перед ними. Перед остальными же кичится своей спесивостью и гордыней. И для того, чтобы подъять крест покаяния, человеку, действительно, надо измениться, и прежде всего - по отношению к самому себе. Ему необходимо отвергнуться от самого себя – того самолюбивого, грешного, и честно, искренне взглянуть внутрь себя: что же на самом деле происходит в его сердце, в его душе и уме; куда направлена его воля. И когда человек будет взирать на это честно, то и Господь ему будет в этом помогать и будет открывать ему те недостатки, страсти и пороки, которые владеют существом этого человека.

Человек должен принести покаяние, и это должно заключаться именно в изменении его внутреннего, разумного, духовного, душевного мира. Иначе покаяние может оказаться чисто формальным и не принести никаких плодов.

Третий крест, как о нем говорят святые отцы, - это крест преданности воле Божией и любви ко Господу, когда это в человеке становится совершенным. Тогда человек воистину отвергает самого себя, забывает о себе и исполняет Заповеди Божии и Волю Божию с любовью и радостью.

Но есть, к сожалению, и четвертый крест – крест бесплодных страданий. Это тот крест, на котором висел еще один разбойник – неблагоразумный, и хулил Христа. Это тот крест, когда человек переносит страдания с озлоблением, с ожесточением; считает, что он несправедливо наказан. Считает, что он достоин лучшей участи, что другие должны были бы страдать, а не он. Он обвиняет в своих бедах и напастях других людей.

И да избавит нас Господь от этого четвертого креста!

Итак, в жизни христианина для спасения необходимо крестоношение. И пример такого крестоношения подает нам Сам Господь наш Спаситель Иисус Христос. И если мы решительно последуем за Христом, отвергнемся себялюбия, возьмем свой крест и во смирении, кротости, благодарности Богу, любви и вере понесем его, то и Господь нам на этом пути крестоношения будет всячески помогать, облегчать наш путь и утешать нас.

Аминь.

27.09.2020