Проповедь митрополита Максимилиана в 17-ю Неделю, по Воздвижении, на Божественной литургии в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г.Иркутска

Проповедь митрополита Максимилиана в 17-ю Неделю, по Воздвижении, на Божественной литургии в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г.Иркутска

Дорогие отцы, братия и сестры, я сердечно поздравляю вас с нынешним Воскресным днем, с отданием праздника Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, а также некиим попразднством престольного праздника.

Я был в Братской епархии и не смог помолиться вместе с вами в этот день, вернулся только вчера, и сегодня мы в вашем храме совершили совместное соборное богослужение. Я очень этому рад, очень рад видеть вас, молиться вместе с вами, причащаться вместе с вами Святых Христовых Таин.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы с вами слышали, как Господь беседовал со своими учениками и говорил о том, как нужно «погубить» свою душу, чтобы спасти ее.

Мы с вами должны понять, что мы с вами – образ и подобие Божии и созданы для того, чтобы любить Бога и жить с Ним в согласии. Нам дана свободная воля, и результат нашего выбора, нашего воспитания самих себя виден как раз в том, насколько мы научились любить Бога, насколько соединили с Ним свою душу, насколько стали едины с Ним в своих молитвах, мыслях, чувствах и поступках.

Господь хочет, чтобы мы были святы, как Он: чтобы восходили от силы в силу и своей свободной волей, своим свободным движением освобождались от всего греховного, приближаясь к святости. В этом и заключается смысл Евангельской фразы о «погублении» и спасении души.

Далее в Евангельском тексте можно прочесть, как Иисус Христос говорит, что «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего во Царствии Своем» (Мф. 16:28), увидят Царствие Небесное в силе. Это было сказано как раз накануне восхождения на гору Фавор, когда ученики Христа апостолы Петр, Иаков и Иоанн, по сути, увидели это Царствие Божие, пришедшее в силе. Им тогда не хотелось никуда идти, не хотелось ничего делать, как только остаться здесь, поселиться в этом месте и уже не переставать чувствовать эту радость.

Вот к чему мы должны стремиться: к такому внутреннему покою, когда мы настолько срослись с чувством и мыслью, что мы Божии, что отвергли себя. Если же, наоборот, наша свобода реализуется в том, что мы поставили себя в центр своей жизни, в центр мира, когда все должно происходить ради нас или из-за нас, - это рождает в нас серьезнейший эгоизм, самолюбие – то, что противоположно Божией воле и нашему счастью.

Поэтому слова «отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мк. 8; 34), по сути своей, не имеют негативной окраски и какого-то страшного подтекста, что мы все должны бросить, отказаться от всего и идти за Господом, и все на этом пути будет страшно, но все нужно претерпеть, и через это спасемся. Вовсе нет. Когда человек всем своим существом, усилием своего опыта и мысли, по-настоящему желает быть с Богом, он чувствует, что это и есть Царствие Божие, пришедшее в силе еще прежде нашей смерти. В нас есть «семя» Царствия Божия, и мы должны взрастить его в себе. Поэтому тот, кто добровольно, с надеждой на Господа, с упованием на Господа свою волю соединит с Его волей, будет счастлив уже здесь, на земле.

Кто-то будет реализовываться в этом мире через желание власти, славы, богатства. Он будет всю свою жизнь тратить свои силы, постепенно деградируя, потому что нельзя добиться цели, если не ставить ее перед собою как цель, и остаться добрым человеком.

Если Господь дает тебе власть, богатство или славу, то Он дает это как нагрузку: не для того, чтобы ты этим гордился и сам себя превозносил в сердце своем, а для того, чтобы послужить окружающим людям, послужить этому миру добрым примером, доброй совестью, добрым делом своим.

Вот в чем заключается наш главный труд – быть с Господом. И тогда мы уже здесь, на земле, не вкусив смерти, увидим Царствие Божие, пришедшее в силе. Тогда и уходить из Церкви нам не захочется.

Да благословит вас Господь.

05.10.2020