«Когда мы отступаем от Господа, мы становимся похожими на Гадаринского бесноватого»
Проповедь митрополита Максимилиана на Литургии в Неделю 23-ю по Пятидесятнице в Кафедральном соборе Богоявления Господня г.Иркутска.
Дорогие отцы, братия и сестры, я сердечно поздравляю вас с нынешним воскресным днем.
Слава Богу, что количество людей в храмах увеличивается. Кто-то уже, Слава Богу, переболел и поправился. Кто-то еще соблюдает режим изоляции, чтобы и самому не заболеть, и других не заразить.
Давайте, и сейчас особенно, будем молиться.
Образ человека, который по-настоящему живет с Богом, - это образ человека молящегося, любящего искреннюю молитву.
Господь и Святая Церковь через Предание Церковное дали нам молитвы. Господь Сам даровал нам молитву «Отче наш». В наших молитвословах мы видим молитвы тех святых людей, которые, прежде всего, сами всем сердцем молились Богу. И через слова этих молитв нам передаются чувства святых, которые их составили. Самое главное нам с вами не механически подходить к прочтению этих молитв, но молиться внимательно и искренне.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский, учит нас тому, чтобы мы с вами беседовали с Богом не только по молитвослову, но и во время утренних и вечерних молитв, а также в течение всего дня обращались к Богу своими словами. И, говоря с Господом и Матерью Божией о том, что нас волнует, мы увидим, как все меняется в нашей жизни к лучшему, все становится понятным, решается само собой каким-то неведомым для нас образом. Это происходит потому, что мы поведали Господу обо всем сокровенном и попросили Его все устроить. И Господь, и Матерь Божия, и все святые нас слышат и помогают нам.
Сегодня в Священном Писании мы слышали, как Господь говорит, что посылает своих учеников (а значит, и нас с вами) в мир, как овец среди волков, и завещает нам «быть мудрыми, как змии, и кроткими, как голуби» (Мф. 10; 16).
Господь знает, что в этом мире очень много бесов, действие которых направлено непосредственно на то, чтобы не допустить спасения нашей души. Они влияют на наши мысли и чувства; действуют через людей, к душам которых они уже получили доступ и могут на них влиять страстями злобы, ненависти и многих других. Нам нужно быть внимательными и призывать на помощь Господа, чтобы бес не победил нас.
Ведь каждый человек, который не живет с Господом в радости, который не чувствует рядом Его пребывания, который увлекается земным, мирским, - уходит от Господа. В таком положении неминуемо существует опасность, что бесы могут нас совратить и направить к жизни нечестивой. Она может быть не сразу покажется нам такой, какой является на самом деле, не сразу мы увидим свои новые грехи и страсти, но, привязавшись к их обманчивой сладости и привлекательности, мы неминуемо будем отходить от Господа и от всего духовного, потеряем любовь к Нему и потребность в Нем.
А затем уже появится состояние уныния, безрадостности, полезут разные смущающие и печальные мысли. Человека будут тревожить и сбивать с истинного пути и уверения других людей, которые станут утверждать, что нужно «жить здесь и сейчас», в миру; что нужно стремиться «взять от жизни все» и стараться получать как можно больше удовольствий и радостей в этой жизни, пока она не прошла. Все это, к сожалению, может негативно подействовать на человека, который находится в тяжелом душевном состоянии и унынии. Тогда Евангельское повествование о Гадаринском бесноватом может относиться к каждому из нас, кто поддастся на это влияние.
Когда человек борется, когда он чувствует, видит и понимает эту борьбу, он в безопасности, потому что рядом Господь и наше желание быть с Ним. Но как только мы потеряли Его из виду, как только стали думать о другом, - к нам подступает большая опасность.
Сегодня в Евангелии мы слышали о человеке, который был мучим бесами, живущими прямо внутри него. Такое бывает и в наше время, когда человек, бывает, парализуется для всякого доброго духовного делания. Тогда и внешне это проявляется в его поведении и поступках и показывает, что он тяжко духовно болен. Но разве нельзя назвать одержимыми бесами того, кто сознательно отступает от Христа, сознательно отступает от духовного и по-настоящему погружается в страсти, которые убивают в нас все церковное.
Когда на нас смотрят с неба святые и ангелы, наша жизнь в их глазах выглядит ничуть не лучше, чем состояние этого Гадаринского бесноватого, который жил во гробах, потому что мы живем бездуховно, бесы нас мучают, и мы так же теряем свою волю и образ, по которому созданы.
Несколько дней назад в церкви читалось Евангелие, в котором говорилось: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф. 12; 43-45). Эта притча предупреждает нас, что если человек избавился от страсти, избавился от беса, пообещал Господу жизнь святую, но потом забыл об этом, сошел с духовного пути, то количество страстей, в которые он падает, и бесов, которые его мучают, многократно увеличивается. Такой человек многократно отступает, а потом совсем уходит с пути духовного, отступает от Господа и впадает в неверие. Ведь когда человек сначала находится в борьбе, а потом от этой борьбы отступает, он находится в унынии. Потом начинает брать пример с людей совсем не духовных, теряет веру и уже недоумевает, как он мог верить в Бога, ходить в Церковь, ведь «ничего этого нет и не чувствуется в жизни» - вот до какой степени человек может быть порабощен бесами.
Поэтому каждому из нас, церковных людей, нужно быть предельно внимательным. Наша жизнь – это война, это борьба за спасение нашей души, и каждый человек здесь, на земле, - хозяин своего будущего счастья. Господь дает нам для этого все возможности в Церкви: благодать Духа Святаго, Священное Писание, Священное Предание. От нас требуется лишь только наша благая воля идти ко Господу.
Если наша свободная воля не является благой, но остается греховной, Господь нам уже ничем не может помочь, потому что мы образ и подобие Божии. Мы свободные люди, которые сами здесь на земле призваны, чтобы в этот короткий временной отрезок выбрать для нас здесь является важным, что является объектом любви: Господь или мир.
Будем же по-настоящему внимательными воинами Христовыми, «будем мудры, как змии, и кротки, как голуби» (Мф. 10; 16).
Да благословит вас Господь.