«Наша молитва должна исходить из нашего сердца»
Дорогие отцы, братия и сестры, я сердечно поздравляю вас с Воскресным днем. Благодарю вас, что вы пришли на эту Божественную литургию, потому что здесь мы черпаем благодать Божию. Как бы праведно и молитвенно ни жил человек один в своем жилище, без храма ему идти по пути спасения невозможно.
Именно в храме, в Таинствах, действует благодать Божия. Божественная служба настраивает нас на спасительный лад. Чтение и пение, которые мы слышим в храме, так же живительно действуют на нашу душу, и тот человек по-настоящему блажен, кто каждое слово принимает внутрь себя, осмысливая услышанное и желая исполнить.
Церковь Христова говорит нам о том, чтобы мы умели быть кроткими и смиренными, чтобы умели молиться. Сегодняшнее Евангельское чтение учит нас именно этому. Ведь и Иаир, и больная женщина пришли ко Господу со смирением и кротостью, с надеждой и верой в Спасителя. Только такое внутреннее расположение человека может стать основой чуда, дарованного ему Богом.
Всякое действие Божие в нашей жизни совершается через наше движение к Господу, через нашу молитву, через наше желание быть с Ним. Наша просьба бывает иногда дерзновенной, чаще всего, когда это касается наших близких. И Господь слышит нас. Но все равно Он дает нам только полезное ко спасению. Чаще всего мы просим Господа о важном для нас искренне, просим с чувством. Но все равно нужно оставлять последнее слово в этом диалоге за Господом, добавляя к своей просительной молитве слова «не как я хочу, но как Ты хочешь, как Ты благословишь, как мне полезно для спасения».
Известно из истории множество случаев, когда люди безрассудно утомляли Бога своими молитвами, прося чего-то конкретного, чего им хотелось. Но Господь не давал им этого, потому что знал, что им это не полезно. Часто с этими людьми, упорно настаивающими на своем, в дальнейшем в жизни ничего хорошего не происходило.
Поэтому обязательно нужно молиться тепло, с надеждой, с желанием сердечным и с всегда оставлять за Господом последнее слово.
Иаир и больная женщина умоляли Господа об исполнении своей просьбы. Один пришел и преклонил пред Спасителем колена, что было для него, человека уважаемого и знатного, большим смирением, и кротко и смиренно попросил Его об исцелении своей дочери. Кровоточивая женщина не просила явно и даже не произнесла свою просьбу вслух, но лишь сама внутри себя сказала: «Если прикоснусь хоть к краю одежды Его, то выздоровею». Но вера их была великой.
Так и наша молитва должна быть живая, она должна исходить из нашего сердца и проходить через наш ум.
Один проповедник приводил такой пример: у всех нас есть молитвословы, где содержатся молитвы святых, которые помогают нам иметь духовные мысли и сердечные чувства к Богу в разных жизненных обстоятельствах. Если мы, молясь, вкладываем в слова молитв сердце и душу, то они оживают. Если мы их просто прочитываем, то они становятся безжизненными. Проповедник сравнивает молитву с пением по нотам. Если даже профессионал прочитает эти ноты и споет по ним мелодию, но не вложит в это пение свою душу, свое понимание этой музыки, то вряд ли такая музыка кому-то понравится и сможет кого-то порадовать и восхитить. Только собственное внутреннее чувство может наполнить эти ноты особенным содержанием.
Так же происходит и с молитвой. Если наша молитва слабая, машинальная, исполняется только «по обязанности», у нее не будет крыльев, чтобы долететь до Бога.
Святой Феофан Затворник говорил, что лучше несколько слов сказать с Сердечным чувством, чем машинально вычитывать длинное правило. Это не говорит о том, что мы всегда должны молиться парой слов, коротко. Это говорит о том, что мы каждую молитву должны наполнять.
Только тогда наша молитва будет действенной, когда мы сможем наполнить ее желанием, верой, любовью, чувством и пониманием. И тогда и с нами смогут произойти чудесные события, подобные тем, которые случались с апостолами и святыми. Все зависит от нашего дерзновения, от нашей чистоты, от нашего смирения и нашей кротости.
Да благословит вас Господь.