«Наша жизнь должна соответствовать нашей вере»
Проповедь священника Григория Гудина на Божественной литургии в 25-ю Неделю по Пятидесятнице в Иркутском Кафедральном соборе Богоявления Господня
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Сегодня, дорогие друзья, братия и сестры, святая Церковь через Священное Писание обращает наше внимание на главные добродетели, которые приводят верующих ко спасению.
В отрывке из Послания апостола Павла христианам Ефеса мы слышим о таких добродетелях, как смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходительность, единство и любовь.
Смиренномудрие или, как еще говорят, смирение было отрицательным и презираемым качеством в античном мире. По мнению людей этого времени, уважаемый и достойный человек должен был знать себе цену, он горд и высокомерен.
Но что все это значит пред лицом премудрости Божией, которая возвещает о Христе Спасителе, Пострадавшем на Кресте и был Распят?
И вот Изменивший весь ветхий мир христианства возвещает нам, что всякая человеческая гордыня и самодовольство смешны и убоги.
Кротость, по слову святого Иоанна Златоуста, - это отсутствие раздражительности и гневливости; это умение сдерживать и обуздывать свои эмоции, а также умение контролировать свои порывы, чувства и желания.
Долготерпение – это умение выносить очень тяжелых и неприятных людей, без злобы и жалобы терпеть оскорбления и клевету. Долготерпение проявляет Господь Бог по отношению к нам и нашим грехам.
Снисходительность – это терпеливое снисхождение к человеческим слабостям.
Единство, о котором говорит апостол Павел, - это единство, которое построено не на основе каких-то политических лозунгов, но единство духа в союзе мира.
И самое главное, конечно, - это любовь. В Евангельском отрывке от святого Луки мы сегодня слышали о самарянине, который своим поступком являет пример всех перечисленных добродетелей.
Стоит обратить наше внимание на то, что этот поступок совершил не священник, не левит, не «профессионально верующий», которые должны были являть собою эти добродетели, но самарянин - язычник, с которым правоверному иудею недостойно было даже общаться.
Сегодня эти Евангельские строки не менее актуальны и для нас. Из-за пандемии система здравоохранения превратилась в хаос. Мы видим, сколько проблем оголила эта беда. С одной стороны – больные, которые ждут медицинскую помощь и долгое время не могут ее получить, из-за чего порой озлобляются и уже не в состоянии проявлять кротость и долготерпение. С другой стороны - врачи, которые сутками не вылезают из полиэтиленовых одежд, пытаясь спасать людей, успеть на максимальное количество вызовов от больных, зачастую не имея для этого даже транспорта.
Недавно на просторах интернета вышел фильм набирающего популярность иркутского журналиста Павла Степанова. В своем журналистском расследовании он вскрывает те проблемы, с которыми мы столкнулись, и пытается найти их причины.
Но, тем не менее, во всем этом мраке мы можем увидеть и светлый луч. Этот луч света – добровольцы. Люди, которые объединяются для того, чтобы помочь. Одни объединяются для того, чтобы подвозить врачей к больным, участвуя в акции «Поможем врачам вместе». Другие готовят горячие обеды для врачей, которые в это время сутками работают, забывая о собственных нуждах. Третьи привозят продукты находящимся в самоизоляции людям. Четвертые развозят лекарства тем, кто лечится на дому.
Но беда для тех, кто носит имя Христа и печать Святаго Духа, заключается в том, что мы зачастую не способны встать во главе инициатив, связанных со служением ближнему. Да уже не только встать во главе, но хотя бы даже и участвовать в подобных акциях. Мы видим, как удивительным образом консолидируется общество и является единство духа в союзе мира, но зачастую оно проявляется без участия православных христиан.
Наша жизнь должна соответствовать нашей вере, и мы должны учиться у всех: и у иноверцев, и у людей неверующих, и даже у птиц и растений. Тому есть немало примеров, как Господь дает нам уроки этого. Даже у волов и ослов мы можем учиться: «вол знает водителя своего, и осел знает ясли господина своего, а Мой народ не знает Меня» (Ис. 1; 3). Но при этом, братия и сестры, не стоит нам подражать ослиному упрямству и воловьей тупости. Аминь.