Радость в сердце рождается от милосердия, которое мы проявляем к своим ближним
Приветственное слово митрополита Максимилиана на Божественной литургии в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, в день памяти апостола и евангелиста Матфея, в Кафедральном Богоявленском соборе г.Иркутска
Дорогие отцы, братия и сестры, я сердечно поздравляю вас с нынешним воскресным днем. Святая Церковь никого из нас не оставляет без внимания и помощи на пути спасения, каждый день преподавая нам возможность приобщаться благодати Духа Святаго.
И особенно важен для нас воскресный день – малая Пасха,- когда мы все вместе с вами собираемся в храме, чтобы поблагодарить Бога, прославить Его имя, попросить прощения за все, что мы не смогли победить в себе дурного на прошлой неделе, и попросить благословения на неделю грядущую.
Воскресная молитва за богослужением в храме дарит нам радость, потому что радость – плод Духа Святаго. Никто не может быть по-настоящему радостным, если на него не сойдет благодать свыше, если он сам не приготовит свое сердце для принятия благодати покаянным чувством и желанием обновленной жизни во Христе.
Сегодня в Евангелии мы слышали, как некий законник спросил Иисуса Христа, что ему нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную. И это очень правильный вопрос, потому что законник не спросил, что ему делать, как жить, куда идти, но его попечение простиралось дальше – на жизнь вечную, на заботу о своей душе.
Господь ему ответил, что в Законе обо всем этом сказано: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10; 27), а также привел пример, рассказав притчу о милосердном самарянине.
«Кто мой ближний?» - задает новый вопрос законник, предполагая, возможно, тем самым «остаться хорошим» в собственных глазах и глазах окружающих и «доказать», что он уже живет праведно. Поэтому Иисус Христос дает ему ответить самому ответить на этот вопрос, чтобы избавить его от защитного желания противоречить: «Кто оказался ближним для попавшего в руки разбойников?». И законник отвечает: «Оказавший ему милость» (Лк. 10; 37). Тогда Господь ему говорит: «Иди, и ты поступай так же» (Лк. 10; 37). То есть наше спасение напрямую связано с тем, насколько мы будем милостивы к окружающим нас людям.
Многие из нас не решаются жить так, как подсказывает сердце, как подсказывает совесть, когда рядом с нами находятся страждущие, когда Господь посылает нам возможность благотворения.
Вера без дел мертва. Апостол Иоанн Богослов учит, что если человек говорит, что любит Бога, а ближнего своего ненавидит, то он лжец. Каждый из нас должен давать себе в жизни такую установку: когда Господь кого-то посылает нам на наш путь, мы должны принять этого человека с благодарностью и расположением и потрудиться ради его блага.
За образом каждого приходящего к нам и просящего у нас мы должны видеть Христа. Мы помним, как Христос в Евангелии говорит: «…алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25; 42-45). От таких отвергающих нужды ближнего людей отвергается и Сам Господь в Царствии Небесном.
Поэтому наше вопрошание о том, как получить Царствие Небесное, имеет вполне конкретный ответ – творить милость. А если мы живем только для себя и для своих нужд: только лишь молимся; только думаем о том, как правильно жить по Заповедям; никого вокруг себя не замечаем или стараемся не заметить; стараемся отвести взгляд от нуждающегося или ускорить шаг, проходя мимо него, мы не правы, и совесть нас в этом очень часто обличает.
Мы с вами все-таки должны слушать свое сердце. Рассудок часто служит нам дурную службу, объясняя логически, почему человеку не нужно помогать: может быть, он «плох», или наша помощь не пойдет ему на пользу, или мы сами «не можем помогать». Такие оговорки наш ум услужливо предоставляет нам в огромном количестве, но самым главным аргументом в нашем рассуждении должно стать убеждение в том, что не мы должны выбирать, кому помочь, но мы не должны пропустить возможность помочь человеку, которого Господь поставил на нашем пути без нашего желания и без нашей воли на то.
Наша воля часто входит в противоречие с волей Божией: хочется нам кому-то помочь или нет; мы «выбираем», кому помочь, кому нет, а на это может не быть воли Божией. Мы должны наблюдать за тем, как мы откликаемся на нужду человека, оказавшегося рядом с нами: с желанием или без; медлим с помощью или ищем себе оправдание и вообще ничего не делаем для этого человека.
В этом состоит наша внутренняя работа. И мы должны воспитать в себе привычку делать добро. Как любое наше малое доброе дело может укорениться в нас добродетелью, а любой грех может прорасти в нас страстью, так и привычка помогать может стать нашей традицией и устойчивым стержнем нашей жизни.
И в результате этого процесса мы с вами почувствуем истинную радость от совершения доброго дела для другого человека. благодать Духа Святаго будет действовать в глубине нашего сердца, освящая наш день, и он уже не напрасно прожит. Мы начинаем по-настоящему ощущать смысл своей жизни.
И напротив, если мы освобождаем себя от делания добрых дел, то в будущем, осмыслив под влиянием судьбоносных перемен в нашей жизни даром потраченное нами время драгоценной нашей жизни, мы начинаем горько сожалеть, что по своей немощи, слабости и греховности прошли мимо этой возможности, которую Господь дал, может быть, прежде всего именно для нас, для нашего духовного возрастания.
Возможно, что мы прошли мимо ожидающего нашей помощи человека, и ему помог кто-то другой, идущий после нас, но мы уже упустили свой шанс стать лучше.
Давайте будем внимательны ко всем и всему, что видим вокруг. Давайте будем испрашивать волю Божию, стараться жить в синергии с волей Божией и радоваться оттого, что Господь рядом с нами и хочет нас спасти, поэтому каждый день и каждый час подает нам множество возможностей стать лучше, проявляя милосердие к ближним и ощущая от этого радость наполняющей нас благодати Божией.
Да благословит вас Господь.