«Наше усердие проявляется в мелочах»
Слово митрополита Максимилиана в Неделю> 29-ю по Пятидесятнице, святых Праотец
Дорогие отцы, братия и сестры, я сердечно поздравляю вас с нынешним воскресным днем. Очередное воскресенье Рождественского поста, когда мы с вами живем ожиданием великого праздника Рождества Христова.
Для этого Церковь и утвердила пост: чтобы мы не просто так к празднику подошли, но – приготовившись. Кажется: когда еще придет наш последний час? Господь терпит ас, и, к сожалению, часто мы проводим время своей жизни весьма неэффективно с точки зрения нашего спасения, если можно так сказать. Каждый человек каждый день должен ставить для себя высокую планку, к чему он должен стремиться в духовной жизни, анализировать свою жизнь, принимать решения. Где требуется помощь Божия – приходить к Господу на исповедь, каяться, просить у Бога благословения на то, чтобы дальше продолжать жить богоугодно, равняясь на наших святых. У каждого святого человека, которого прославила Церковь, есть множество положительных качеств. Жизнь их поучительна. Есть целые сборники на все месяцы года, где подробнейшим образом описывается их жизнь. И хотя часто описание это ведется однообразно и кажется, что человек сразу начал жить богоугодно, совершил подвиг, обратившись к Богу. Возможно, иначе и невозможно, когда у человека есть горячее желание жить по Богу и попасть в Царство Божие.
Сегодня мы с вами слышали Евангельское чтение о брачном пире, на который Господин сначала созывает людей знатных, чем-то заметных, знакомых, - но они пренебрегают этим приглашением. Каждый отказывается и называет веские уважительные причины своего отказа.
Но на самом деле причина только одна: они не любят Господина своего, не стремятся к Нему, имеют другую любовь, другие желания, другие попечения.
И чтобы приготовления к пиру не остались напрасными, Господин повелевает позвать всех убогих, увечных, бедных людей, кого только слуги смогут найти на улицах и перекрестках, чтобы наполнился Дом Его.
И это, можно сказать, калька с нашей жизни.
Можно рассмотреть ее в историческим контексте и увидеть, как Господь призывал к Себе сначала людей благочестивой, благопристойной жизни, чтобы они устояли в вере и благочестии. А затем дополнил недостающее количество из языческих народов, стараясь укрепить свой народ – тех, которые должны спасаться и помогать спасать других.
Также мы можем рассмотреть уроки этой Евангельской притчи, приложив их к нашему конкретному поведению отдельного прихода, отдельного сообщества. Бывает, что люди просвещенные, талантливые, давно находящиеся в храме, начинают утрачивать любовь к Богу, любовь к богослужению, благоговение. Тогда у них появляются другие интересы на стороне. И человек пытается совместить несовместимое, а это невозможно. Невозможно одновременно угождать Богу и маммоне, как говорит Евангелие. Можно пробовать находится в таком непростом состоянии какое-то время, но достичь духовного результата и стать по-настоящему счастливым уже здесь, на земле, в таких условиях просто невозможно. Нужно отдавать Богу Богово, а кесарю кесарево.
И исполнение Заповеди – первично. Господь заповедал посвятить Ему 7-й день недели, потому что человек так Им создан, что нуждается в духовном. Если он оставляет этот путь, то перестает совершенно видеть, чувствовать, воспринимать Бога и все, что связано с Духом Святым. И страдает, часто сам того не ведая. Господь хочет, чтобы мы соблюдали Его Заповеди, а через это послушание Он наполнит нас и высоким смыслом.
Наше усердие проявляется даже в «мелочах»: например, в том, приходим ли мы в храм к самому началу богослужения. Наш Богоявленский собор является кафедральным, и по Уставу Церковному в дни архиерейского служения происходит встреча архиерея: торжественно поет хор, на встречу выходит духовенство и прихожане со свечами.
К сожалению, чаще всего к моменту встречи архиерея в храме его встречают в храме три-четыре человека из прихожан. А сейчас, к окончанию службы, посмотрите, сколько вас!
Это показывает наше небрежение и непонимание.
Ведь с самого начала, когда мы только воцерковлялись, нас учили, что нужно прийти до службы, подать записки, поставить свечи и с трепетом ожидать возгласа «Благословен Бог…».
То, что сейчас мы опаздываем и не придаем этому большого значения, показывает смешение в нас и духовного, и житейского, показывает отсутствие благоговения к святыне. Нам обязательно нужно стараться, чтобы в этот день Божий быть сосредоточенными. А это значит, что мы уже с вечера готовим себя пойти в храм. Не занимаем вечер развлечениями и светской суетой. Мы готовимся к службе, готовимся ко Причастию. Вовремя ложимся спать. Утром встаем пораньше, надеваем праздничную одежду, чтобы с любовью, внутренним благоговением и желанием прийти к Господу, чтобы Он наполнил наше сердце Духом Святым, и мы ушли радостными, а не огорченными. В нас не должно быть смешанных чувств: вроде и Богу угодили – в храм пришли, и сами лишний часок поспали или на что-то иное его потратили.
Нужно жить по-христиански, и особенно дни воскресные Господу посвящать. Конечно, Евангелие говорит о том, что одинаковой награды достоит и тот, кто пришел в третий час и те, кто пришел уже в третий, девятый или одиннадцатый, но все-таки надо быть честным перед Богом и перед собой. Если человек всей душой хочет прийти к Богу, старается для этого изо всех сил, но не может по не зависящим от него объективным причинам, Господь такого человека примет. Но если человек поступает так по своей лености, неорганизованности и недостаточному разумению, то это, безусловно, грех.
Господь всех зовет на Свой пир: «Пожалуйста, приходите!». Он хочет видеть наши красивые души, красивые лица, красивые одежды. Он хочет видеть нас всех вместе, видеть нас настоящими христианами, живущими по законам Христа и стремящимися к Нему.
Да благословит вас Господь.