Рассуждения о Великом посте. Протоиерей Вячеслав Пушкарев
Пост. Великий пост. Уже сама этимология этих понятий сложна. У всех народов, исповедующих авраамические формы религиозности, слово пост переводится буквально как состояние, позиция. И вот как состояние и позиция бывают внешне и внутренне разными, так разным бывает пост у разных людей. Почему? Потому что возможности разные ввиду сиюминутной и перспективной разницы в позициях разных людей.
Многие, конечно, слышали о Церковном уставе и его строгом регламенте прохождения постов, в том числе и Великого, а потому могут законно спросить: откуда же тогда берется дифференциация? Дело в том, что Устав Церкви - это идеальное изображение жизни христиан, т. е. то, как бы должны все жить, но сама жизнь, с её нестроениями, вносит коррективы во все, и в пост тоже. Однако же знание Устава Церкви, его правил сохраняет нить напряжения во время поста и помогает держаться крепче, чтобы от постничества были хоть какие-нибудь результаты.
Между тем, по свидетельству древних и современных святых, Богу не так важно, как строго мы постимся, но Ему очень важно, какие у нас побуждения для поста и что мы переживаем во время поста. Поститься Великим Постом ради здоровья нет смысла. У Поста духовные рельсы. Получается, что если мы все семь недель едим одни сухари с мочеными огурцами, похудели на 8 кг., но при этом соседа по площадке в душе ненавидим за нескончаемый лай его собачки, то грош цена нашему сухоядению. Потому бывает и так, что кто-то просто перестаёт в пост конфеты есть, но при этом весь пост чистит от снега дорожку к общему подъезду, удерживает свой язык от осуждений и клеветы, то у такого постника от поста много пользы, потому как он добро творит, никого не раздражает, ни на кого не раздражается, живет два месяца в мире и тишине, получает навык самосдерживания, выполняет Закон Божий, поправляет в конечном итоге здоровье.
Таким образом, Великий Пост - это особенная позиция, особенное состояние, скажем так, внешняя и внутренняя инсталляция, которая построена сиюминутно, исходя из современных возможностей, с некоторым перенапряжением сил, ради самовоспитания, которое направлено на избавление от пагубных привычек владеющих нашими членами, дабы в нас сильнее просияла правда Божия, а через то усилилась любовь ко всему в мире, потому как именно без любви все тщетно.
Каждый конкретный человек в нашей Богоспасаемой Церкви определяется со своим личным постом, оглядываясь на
1) Церковный устав,
2) Лечащего врача и историю болезней,
3) Священника того прихода, где он постоянно окормляется.
Древние святые учат нас так: «Советуйся - и будет меньше греха».
Можно ли жить без поста и при этом успешно спасаться? Нет! Нельзя! Пост - это общее дело духовного лечения всего организма Церкви, дело всех её членов. Хоть какой-нибудь пост да должен быть у каждого верного Богу человека, потому как это надо не кому-то, а лично нам. Правильный пост делает нас подобными Богу: чистыми, крепкими, святыми. Вместе мы укрепляем нашу христианскую веру и создаем близкое к идеалу общежитие.
Протоиерей Вячеслав Пушкарев настоятель храма Святой Троицы с. Хомутово Иркутского района