31.03.2008 |
Эвтаназия это не милосердие, а изощрённое убийство.
М.О.И.Е.: Недавно, сотрудники нашего Миссионерского Отдела (Иркутской Епархии), нашли в Интернете простую, можно сказать народную, но вместе с тем очень ценную реплику по поводу эвтаназии. Вопросов по поводу этой не новой но теперь чрезмерно обострившейся проблемы поставлено очень много, ответы тоже есть, но редко бывает, чтобы они так затрагивала душевные струны справедливости как эта реплика. Предлагаем вниманию наших читателей повод к размышлению... |
Александр Брежнев «Инсульт»
|
http://www.zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/08/739/61.html
|
Святейший Патриарх Алексий поднял тему эвтаназии еще в конце 2006 года на Епархиальном собрании Москвы: "Широкое распространение сегодня получило мнение о том, что человек вправе распоряжаться своей жизнью. Сегодня в обществе звучат голоса, требующие легализовать это греховное "право". Предпринимаются попытки объяснения самоубийства в медицинских терминах, дав ему название "эвтаназия". Ужас ситуации состоит в том, что орудиями убийства предполагается сделать врачей, которые по долгу службы обязаны заботится о сохранении жизни человека. Мы должны со всей твердостью заявить: эвтаназия - это один из видов сознательного самоубийства. В религиозном отношении - это крайняя степень отпадения от Бога... Православная Церковь не может квалифицировать пропаганду эвтаназии и самоубийства иначе как скрытый или явный сатанизм", - заявил Святейший Патриарх.»
Епископ Бронницкий Амвросий прокомментировал эту проблему следующим образом:
|
Бог бесконечно больше любит человека, нежели те люди, которые под видом сострадания пытаются вмешаться в действие Промысла Божия о спасении человека. Страдания подчас являются очистительными и ведут к спасению и славе в жизни будущего века. Вместе с тем священнослужители на опыте знают, как после молитвы, соборования и причащения абсолютно безнадежные больные возвращались к нормальной жизни. Инициаторы эвтаназии выступают против Бога и фактически являются не просто неверующими в Бога и в будущую жизнь людьми, - а богоборцами.
Эвтаназию нельзя рассматривать иначе, как форму скрытого или открытого сатанизма. Разлучение души от тела, так же как и рождение человека принадлежит только Богу. Только Он является источником воскресения, жизни и упокоения. Ужасно, когда врачей, призванных охранять здоровье и жизнь людей, предполагают сделать орудиями убийства».
|
«Сон разума», порождением которого являются демонстрируемые второй день по телевидению монологи о необходимости обучить врачей искусству убийства, является сатанинским кощунством и глумлением над врачебной профессией — сказал Г. Онищенко «Интерфаксу».
«Люди, избирающие профессию врача и приходящие в нее, ставят перед собой одну цель — сохранить, насколько возможно, жизнь и здоровье человека, то есть сделать все, чтобы человек на заболел, а если он заболел, вылечить его и, даже если он безнадежно болен, облегчить его страдания до тех пор, пока Создатель дает ему быть на этой земле».
Как подчеркнул собеседник агентства, «обсуждать эту тему, а тем более говорить о написании каких-то «законов», позволяющих врачу превратиться в убийцу, это значит не понимать сути врачебного служения — врач это не профессия, а состояние души.
«Не понимать этого значит оскорблять почти миллионную армию российских врачей», — считает Г.Онищенко.
По его словам, страна, наложившая мораторий на смертную казнь как меру наказания и выполняющая этот мораторий, «не имеет права даже заговаривать о том, чтобы обязать врача преднамеренно лишать больного жизни».
«Необходимо прекратить эту безнравственную дискуссию. Врач — не палач. Это следует знать твердо», — заключил Г.Онищенко.
Министр здравоохранения Республики Калмыкия Мерген-Бадма-Горяев считает, что в стенах медицинских учреждений эвтаназия просто недопустима, сообщает государственное телевидение Республики Калмыкия.
"Профессия врача подразумевает лечение человека, пока в нем теплится жизнь. Причем, врач тоже человек. Невозможно, чтобы он осуществлял умерщвление", - считает министр Мерген Бадма-Горяев.
"Я не согласна с этим законопроектом, потому что искусственно прерывать жизнь человека, даже если он безнадежно болен, нельзя", - сказала глава российского Красного креста Раиса Локутцова. По ее словам, есть страшные заболевания, но для близких людей важно, чтобы родной человек был рядом как можно дольше.
Главный врач Первого Московского хосписа Департамента столичного здравоохранения Вера Миллионщикова согласна с тем, что нельзя лишать человека жизни, даже если он тяжело болен. "Не ты рожал, не ты жизнь давал, не ты имеешь право ее отнимать!" - сказала она. По мнению Миллионщиковой, если человек желает помочь безнадежному больному, надо "сделать так, чтобы человек достойно доживал". "К жизни надо относиться трепетно", - добавила главврач первого в столице учреждения для безнадежных больных.
Категорически высказался против эвтаназии заведующий онкологическим отделением онкодиспансера номер три Восточного административного округа Москвы Анатолий Коротченко. "Смертельно больному человеку необходимо колоть наркотики до последней минуты его жизни, гробить его никто не имеет право. Все мы в свое время давали клятву Гиппократа. И не важно, какой век на дворе, - 20-й или 21-й, - на первом плане у врача по отношению к больному должно быть такое понятие, как гуманизм", - считает он.
"С православной точки зрения, как самоубийство, так и содействие ему абсолютно безнравственно. Человек должен принять, что ему послано в этой жизни, а не пытаться бросить вызов Богу, с пренебрежением отвергая Его дар, которым является жизнь", - заявил во вторник зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. "Если такой законопроект действительно существует, он, на мой взгляд, не должен приниматься наскоро, только на основе мнений профессионалов (врачей, юристов и т.д.), особенно тех их групп, которые лоббируют такого рода предложения", - отметил Чаплин.
По его словам, легализация эвтаназии может породить злоупотребления со стороны медиков, юристов и даже родственников больного. А главное, что сам больной будет подталкиваться ложной моралью к попыткам самоубийства ради того, чтобы облегчить жизнь окружающим. "Эта мораль действительно совершенно ложная. Вечная жизнь важнее, чем все земные заботы, а ее-то человек и лишит себя, совершив самоубийство", - заявил священнослужитель. Вместе с тем он признал, что бывают ситуации, когда искусственно поддерживать функционирование организма, "может быть, и не нужно". Речь идет о таких случаях, когда человек в течение многих лет не подает признаков сознания, когда уже невозможно понять жив он или мертв, "находится его душа в теле или уже нет". "Но эти ситуации не имеют ничего общего с эвтаназией в том виде, в каком ее нам ее предлагают", - заключил представитель Московского патриархата.
ЗАЯВЛЕНИЕ ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА
ПО МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ ПРИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
О современных тенденциях легализации эвтаназии в России
"Возникновение проблемы эвтаназии в нашем обществе непосредственно связано с "мировоззренческим плюрализмом", признающим существование различных типов ценностных ориентаций, включая позицию, допускающую убийство и "право человека на смерть". По мнению сторонников легализации эвтаназии, это "право" должно быть защищено законом и включать соответствующее организационное обеспечение, используя возможности современной фармакологии и социального института здравоохранения. Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике Московского Патриархата считает необходимым в связи с этим заявить следующее.
Признавая ценность жизни каждого человека, его свободу и достоинство как уникальных свойств личности, созданной по образу и подобию Божию, православные священнослужители, ученые, врачи считают недопустимым реализацию любых попыток легализации эвтаназии как действия по намеренному умерщвлению безнадежно больных людей, рассматривая эвтаназию как особую форму убийства (по решению врачей или согласию родственников), либо самоубийства (по просьбе пациента), либо сочетание того и другого. Совет выступает против эвтаназии в любой форме, поскольку ее применение неизбежно приведет:
*а) к криминализации медицины и к потере социального доверия к институту здравоохранения;
*б) к поруганию бесценного дара человеческой жизни;
*в) к умалению достоинства врача и извращению смысла его профессионального долга;
*г) к снижению темпов развития медицинского знания, в частности, разработок методов реанимации, обезболивающих препаратов, средств для лечения неизлечимых заболеваний и т.п.;
*д) к распространению в обществе принципов цинизма, нигилизма и нравственной деградации в целом, что неизбежно при отказе от соблюдения заповеди "не убий".
Квалифицированный врач должен учитывать, что просьба больного об ускорении его смерти, может быть обусловлена состоянием депрессии, лишающим его возможности правильно оценивать свое положение. Нельзя забывать и об особенностях человеческой личности, до последней минуты жизни обладающей свободой выбора и правом на изменение решения.
В свете этих факторов Совет считает эвтаназию неприемлемой в нравственном отношении и категорически возражает против рассмотрения законодательных проектов, пытающихся юридически оформить возможность ее применения и тем самым внедрить в общественное сознание допустимость убийства или самоубийства с помощью медицины".
Ирина Силуянова Заместитель сопредседателей Церковно-общественного совета,
профессор Российского государственного медицинского университета,
доктор философских наук.
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/society/euthanasia.htm;suvorov@email.dp.ua
Беседа с иеромонахом Саввой из пустыни свт. Николая на Афоне
Отрывок беседы священника Гавриила из православной миссионерской газеты "SOS" suvorov@email.dp.ua
о. Гавриил: Отче Савва, по Вашему, каков взгляд медицины на эвтаназию?
о. Савва: Цель медицины - оказать помощь больным и любой ценой сохранить пациенту жизнь. Сегодня, в эпоху расцвета медицины, большинство болезней излечимо. Для утоления различных болей медицина имеет в распоряжении эффективные обезболивающие и успокаивающие средства, которые не приносят особого вреда организму. В связи с этим медицинская этика скептически относится к эвтаназии.
о. Гавриил: Не является ли эвтаназия своего рода убийством?
о. Савва: В прошлом, несмотря на возможность ее применения, эвтаназия не была применяема и всегда осуждалась и как убийство, и как самоубийство. Стремление к принятиям закона, позволяющего применять эвтаназию, поддерживается некоторыми западными организациями, как, например, нью-йоркской “Euthanasia Society”.
о. Гавриил: Каково мнение психологов об эвтаназии?
о. Савва: Христианская психология не оправдывает применение данной операции ни по просьбе больного, ни по просьбе опекуна. Если о проведении процедуры просит страдающий пациент, то, чаще всего, это бывает вызвано преходящим психологическим кризисом или физическим истощением. В таком случае церковь всегда оказывает духовно-моральную поддержку. Инициатива эвтаназии, исходящая от опекуна или семьи, - просто недопустима, равна убийству и является смертным грехом.
о. Гавриил: Как оценивает эвтаназию христианская мораль?
о. Савва: Согласно решениям богословов и врачей Греческой Православной Церкви применение этой процедуры совершенно недопустимо. Причины:
а) она игнорирует декалог “не убий”;
б) смерть человека находится в компетенции Бога-Творца, а не людей;
в) телесные страдания попускаются Богом за наши грехи в целях нашего очищения и приуготовления к Вечной Жизни;
г) в любых обстоятельствах христианин обязан уповать только на Господа Бога, Который может помочь больному или непосредственно, или при помощи врачей.
Предвестниками такого мнения были древние философы - Пифагор и Цицерон. Оба утверждали, что укорачивание жизни человека без распоряжения Даровавшего ее - это преступление.
М.О.И.Е.: Это только небольшая часть огромного спектра православных мнений по поводу эвтаназии. Есть и ещё более категоричные, но суть всегда остаётся единой и заключается она в аксиоме: «Эвтаназия это не милосердие, а убийство!». Могут быть не характерные исключения, но в общем и целом эвтаназия для верующих людей не приемлема и всё. Если практикующие врачи, хоть немного верят в Бога и помнят о том, что смерть приходит ко всем, то они должны не забывать, что ад уже давно переполнен врачами, которые не исполнили данную ими клятву, но для тех, кто тоже собирается приступить границы естественного нравственного закона и Закона Божия лишнее место у самой гиены огненной всегда найдётся. А «..там будет плач и скрежет зубов».
Комментарий заведующего Миссионерским Отделом
Иркутской Епархии
протоиерея Вячеслава Пушкарёва.