03.04.2008 |
К вопросу об изъятии церковных ценностей в Иркутской губернии в Летом На всенародное бедствие незамедлительно откликнулась Российская Православная Церковь. Уже в августе В российских епархиях начались сборы пожертвований в пользу голодающих. В этом процессе приняли участие верующие Иркутской епархии. 27 (14) сентября В августе В соответствии с первым пунктом «Положения», Патриарх Тихон 19 (6) февраля издал воззвание, в котором призывал жертвовать на помощь голодающих церковные драгоценные небогослужебные предметы. Это благословение Патриарха имело решающее для верующих значение, хотя по советскому законодательству церковная утварь уже с января Казалось, эти документы заложили основу бесконфликтному равноправному сотрудничеству Церкви и государства в деле помощи голодающим: церковные пожертвования должны были быть добровольными, а процесс сбора, сосредоточения и направления пожертвований голодающим должен был проходить под контролем как органов Помгола, так и церковной организации. Однако 23 февраля Разумеется, Патриарх Тихон не мог оставить без внимания постановление ВЦИК, подорвавшее все достигнутые долгими трудами договоренности о сотрудничестве Церкви и государства в деле помощи голодающим. 28 февраля Но в планы советского правительства не входило какое-либо урегулирование этого вопроса с Церковью. Советская власть находилась на грани финансовой катастрофы на протяжении всей гражданской войны, и голод Второй целью изъятия являлась организация раскола в среде православного духовенства. К моменту окончания гражданской войны, когда политическая оппозиция была сломлена, Ленину стало ясно, что основным препятствием к установлению монополии марксизма в области идеологии является религия. В партийном руководстве назрела политика, направленная на раскол Православной Церкви. Ленину нужна была альтернативная «церковь», абсолютно преданная советской власти, имеющая легальное с точки зрения власти управление и структуру. Такая церковная группировка помогла бы убедить мировое сообщество в том, что в Советской России преследования граждан за религиозные убеждения не существует. Это было немаловажно для молодого государства, которое нуждалось в международном признании. Наличие сильной проправительственной церковной группировки могло снять многие внутриполитические проблемы. Итак, главной и тайной целью кампании по изъятию ценностей был раскол Церкви. Официальной целью провозглашалось спасение жизни голодающих. Изъятие началось в середине марта, губернские комиссии по изъятию ценностей сразу же столкнулись с сопротивлением верующих. Кровавые столкновения в Шуе, волнения в Смоленске, Калуге, Новгороде и других городах заставили руководителей кампании временно сменить тактику. В Иркутске вопрос об изъятии ценностей из церквей был рассмотрен на заседании президиума Иркутского губкома 14 марта На этом же заседании был заслушан доклад Иванова, председателя губкомиссии помгол, о проведении двухнедельной кампании помощи голодающим. Целью ее являлось выяснение тех групп населения, которые слабо откликнулись на дело помощи голодающим. Предполагалось также выпустить «голодный» номер газеты. Время проведения этой кампании совпадало с кампанией по изъятию ценностей. В Иркутске – с 23-го по 31 марта, в губернии – с 1-го по 15 апреля. В этих же числах необходимо было начать и сбор общегражданского налога в пользу голодающих, выражающийся в сумме 56.000 золотых рублей на Иркутскую губернию[7]. Одновременно в губернии организовывалась широкая антирелигиозная пропаганда, которой руководил заведующий агитационно-пропагандистским отделом губкома Ольховый. Все эти мероприятия должны были настроить население губернии на активизацию помощи голодающим, а также подготовить его к деятельности комиссий по изъятию церковных ценностей. Антирелигиозная пропаганда была призвана соответствующим образом настроить население против возможного участия в сопротивлении «черносотенного духовенства» властям и обеспечить поддержку изъятия. Помимо Губернской комиссии по изъятию церковных ценностей (далее – ГубКИЦЦ) под председательством Шиханова, В Иркутской губернии, в соответствии с указаниями ЦК РКП (б) от 28 марта, была создана особая секретная комиссия по изъятию. В нее входили секретарь Губкома Левитин, Шиханов и начальник губернского отдела ГПУ М. Берман[8]. В середине марта На 9 апреля было назначено заключительное в Иркутске совещание по изъятию ценностей. В указанные дни на совещание с представителями ГубКИЦЦ должны были прибыть: председатель комитета верующих, церковный староста, настоятель церкви и три выборных от прихода. В Вознесенском монастыре это извещение было получено 15 (2) марта На совещании по вопросам изъятия из Вознесенского монастыря, которое состоялось 20 марта Несколько по-иному проходил процесс изъятия в других храмах. Например, представители от общины Кафедрального Казанского собора на совещании, прошедшем 18 марта В тот же день председатель ГубКИЦЦ Шиханов вынес этот вопрос на обсуждение президиума Иркутского губкома. Мнения членов президиума по вопросу о замене церковных ценностей эквивалентом разделились. За допустимость замены ценностей высказался Берман, давший понять, что «с политической стороны это лучший шаг, чем изъятие ценностей»[11]. Очевидно, он опасался ответственности за возможные кровавые столкновения на почве изъятия, которые прокатились в это время по стране. Кроме того, отказывая в замене церковных ценностей их денежным и продовольственным эквивалентом, власти могли натолкнуть население на мысль, что подлинная цель изъятия заключается не в помощи голодающим, а в ограблении Церкви. В итоге президиум губкома постановил разрешить выкуп ценностей, однако, на очень тяжелых для прихожан условиях. В отправленной в Сиббюро ЦК РКП(б) сводке о работе Иркутского губкома за март Изъятие церковных ценностей из православных храмов Иркутска началось 30 марта, но не с Кафедрального собора, как это планировалось ранее, а со Спасской церкви, община которой не оказала сопротивления. В газете «Красный пахарь» по этому поводу была помещена поощрительная заметка под названием «Хороший пример», в которой писалось: «Община отнеслась к сдаче с полным сознанием, добровольно подготовив к сдаче все предметы. Принимали участие в работе по подготовке представители самих верующих во главе со священником Даниловым»[13]. Таким образом, местные власти решили избегнуть возможных волнений верующих в самом начале кампании. Однако полностью избежать недовольства населения изъятием им не удалось. В информационной сводке Иркутского отдела ГПУ за 1-15 апреля В Иркутске кампания изъятия церковных ценностей прошла без кровавых столкновений. Этому способствовала взвешенная позиция иркутского духовенства, стремившегося избежать кровопролития, а также политика местных властей, направленная на «мирное» изъятие. Например, согласно шифротелеграмме Сиббюро ЦК РКП(б) от 5 апреля во время Страстной и Пасхальной седмиц изъятие не проводилось[15]. В то же время, кампания не обошлась без арестов духовенства и верующих. Самым громким судебным процессом в Иркутской губернии явился процесс по делу архиепископа Анатолия (Каменского). Бывший епископ Томский и Алтайский Анатолий был назначен в Иркутскую епархию 12 июля По истечении недели следствие было завершено и передано в Ревтрибунал. В мае начался судебный процесс над архиепископом Анатолием, широко освещавшийся в прессе. В газете «Красный пахарь» высшее духовенство – «князья церкви» – и «верха верующих» обвинялись в том, что «забыв великие заветы Христа о бескорыстии и любви к ближним, не пошли навстречу рабоче-крестьянской власти», внушали населению, что «ценности идут не на голодающих»[18]. 13 июля Дело архиепископа Анатолия, помимо задач антицерковной пропаганды, преследовало цель расколоть духовенство губернии. В направленной Иркутскому губкому шифротелеграмме от 25 марта Заключенный архиепископ был необходим иркутской парторганизации в деле осуществления церковного раскола. 16 или 17 августа член губкома Огнетов провел с архиепископом Анатолием беседу, в которой заставлял его написать послание к верующим с поддержкой «Живой церкви», на что архиепископ не дал определенного ответа[20]. Группа духовенства, признающего «Живую церковь», была в Иркутске первоначально незначительна, насчитывала в сентябре В то время как в иркутских церквах проводилось фактическое изъятие, по губернии шла активная агитационная работа. Пресса пестрела обвинениями в адрес духовенства: «Духовенство, так громко и часто твердившее о любви к ближнему, не ударило палец о палец, чтобы помочь голодным Поволжья»[22]. На страницах ориентированной на крестьянскую аудиторию газеты «Красный пахарь» в апреле Одновременно в губернии организовывались беспартийные конференции, собрания верующих с целью принятия решений об изъятии. В начале апреля Наряду с этим, в сводках ГПУ фиксировались многочисленные случаи сопротивления крестьян изъятию ценностей. Сотрудники ГПУ объясняли это высокой религиозностью крестьян и распространяющимися в их среде слухами: о бегстве Троцкого с золотом за границу, об отправке собранного продналога в Египет евреям, о сумасшествии Ленина, о скором падении Советской власти и т.п.[27]. К этим причинам следует добавить третью: общее недовольство крестьян советской властью в связи с тяжелым материальным положением, еще более ухудшившимся весной-летом В этой тяжелой ситуации крестьяне должны были, помимо всего прочего, выплачивать общегражданский налог в пользу голодающих. Повсеместно сельские собрания констатировали факт, что платить им нечем, излишков хлеба после продналога совсем не осталось. Крестьяне открыто возмущались тем, что советская власть задушила их налогами и повинностями. В этом свете становится понятным враждебное отношение крестьян многих уездов к кампании по изъятию, как к очередной акции советской власти, разоряющей не только их хозяйства, но теперь и церкви. Так, среди верующих г. Кабанска, собравшихся в числе 300 человек, только 44 проголосовало за изъятие, остальные подняли крик: «С богатых мужиков сняли шубы, а теперь уже добрались и до иконных риз». Чекисты зафиксировали недовольство крестьян Иркутского уезда, которые говорили: «Лучше бы сняли золотые кольца с жидов, чем брать ценности из церквей»[28]. Во второй половине мая Так, 26 июня в Киренском уезде собравшаяся у волисполкома толпа женщин в 100 человек с угрозой «растерзать председателя, бурно требовала хлеба, угрожая разгромом хлебоскладов Заготконторы». А в июле в Прибайкальской волости толпа женщин ворвалась в волисполком, потребовала от председателя возвращения хлеба, взятого по продналогу и избила продинспектора[30]. Крестьянское сопротивление изъятию ценностей было зафиксировано чекистами именно в тех уездах, которые наиболее страдали от продовольственного кризиса. Не будучи уверены, что ценности пойдут на нужды голодающих, крестьяне не допускали комиссии к работе, избивали представителей власти, агитировавших и проводивших изъятие, скрывали ценности. Так, во второй половине апреля в с. Листвянка Зиминского уезда после проведенного собрания по вопросу об изъятии церковных ценностей зажиточные крестьяне собрались на ночную беседу, во время которой решили объединиться с соседними селами и сопротивляться изъятию вплоть до вооруженного восстания[31]. В июле в Посольской и Прибайкальской волостях во время приезда комиссии по изъятию церковных ценностей крестьяне устроили «бурное собрание с намерением избить комиссию, которая, не дождавшись решения крестьян по этому вопросу, бежала». В итоге в этих волостях изъятие прошло при содействии вооруженных отрядов. Как видим, наиболее активное сопротивление изъятию церковных ценностей в Иркутской губернии оказали крестьяне. Традиционность крестьянского уклада жизни, удаленность от губернского центра делали крестьян менее восприимчивыми к советской пропаганде. Ярким примером тому является ситуация в Бодайбо, где, по свидетельству главы Бодайбинского уездного политбюро еще в январе Тяжелое материальное положение крестьян, угнетенность высокими налогами и повинностями, продовольственный кризис губернии, переросший в некоторых уездах в голод, эпидемия чумы делали акцию советской власти по изъятию крайне непопулярной в глазах крестьянства. * * * Как уже было отмечено, руководство Российской Православной Церкви в самом начале бедствия сразу же выступило с инициативой помощи голодающим, в российских епархиях начался сбор средств на их нужды. Не обошел этот процесс и Иркутскую епархию. Однако эта деятельность Церкви долгое время не признавалась партийным руководством. После же принятия декрета ВЦИК от 23 февраля Духовенство Иркутской епархии не заняло единой позиции в деле изъятия церковных ценностей. На наш взгляд, решающую роль здесь сыграла не алчность духовенства, как это раздувалось в советской прессе, но огромная пастырская ответственность за своих прихожан. Архиепископ Анатолий, зная о мнении Патриарха, назвавшего изъятие богослужебных предметов святотатством, не должен был призывать верующих к иному пониманию. Любое определенно высказанное архиепископом отношение к изъятию ценностей, как «за», так и «против», могло быть воспринято верующими как призыв к действию и посеять смуту в среде прихожан. Рядовое духовенство епархии разделилось на сторонников и противников изъятия. Так, в г. Кабанске священник был готов добровольно отдать ценности весом более 1 пуда серебра, но верующие, несмотря на его уговоры, сопротивлялись. Напротив, в Бирюльской волости священник скрыл списки ценностей, что задержало проведение изъятия[33]. В одних случаях духовенством двигало желание во что бы то ни стало избежать кровопролития, ведь из-за сопротивления священника могли пострадать многие прихожане. В других – стремление отличиться перед властью, добровольно сдав ценности, как это делали обновленцы. В третьих – нежелание идти на компромиссы с совестью, отдавая священные предметы. Кампания по изъятию ценностей подорвала внутреннее церковное единство, создав почву для развития раскола. Несмотря на то, что первоначально группа «прогрессивного» духовенства, поддерживающего живоцерковников, была в Иркутске малочисленной, уже в августе В целом кампания по изъятию церковных ценностей прошла в губернии без кровавых столкновений, однако сопротивление все-таки было оказано. Подавлялось оно репрессивными мерами по отношению к духовенству и верующим, о чем свидетельствует возбуждение дел против архиепископа Анатолия, настоятелей храмов, председателей приходских комитетов и рядовых верующих, обвиненных в сокрытии ценностей, агитации против изъятия, расхищении церковного имущества и т.п. Изъятие церковных ценностей в губернии продолжалось вплоть до сентября Из иркутских городских церквей к маю Определить, сколько средств из церковных ценностей было направлено от Иркутской губернии на нужды голодающим, не представляется возможным. Однако можно предполагать, что эти средства составили ничтожную часть из собранных ценностей. Об этом свидетельствует тот красноречивый факт, что из полученной большевиками в результате кампании по изъятию церковных ценностей суммы в 4.650.810 золотых рублей, лишь 1 миллион был направлен Троцким на помощь голодающим[35]. Таким образом, кампания по изъятию церковных ценностей отнюдь не преследовала цели помощи голодающим, но была направлена на разорение церквей в пользу партии и осуществление раскола Православной Церкви. Иркутск, 2006. – Выпуск 5. [1] Архивы Кремля: В 2 кн. / Кн. 1: Политбюро и церковь. 1922–1925 гг. / Подгот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. – М.; Новосибирск, 1997. – С. 7. [2] История Русской церкви: В 9 т. – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. – Т.9: Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917 – 1997. – С. 72. [3] Государственный Архив Иркутской области (ГАИО), Ф.1, оп.1, д.37, л.57. [4] Архивы Кремля: В 2 кн. / Кн. 2: Политбюро и церковь. 1922–1925 гг. / Подгот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. – М.; Новосибирск, 1998. – С. 16. [5] Архивы Кремля: В 2 кн. / Кн. 1...С. 115. [6] Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917 – 1941. Документы и фотоматериалы / Сост. О.В. Васильева, А.С. Масальская, И.Н. Селезнева и др.; Отв. ред. Я.Н. Щапов. – М., 1996. – С. 68, 89. [7] Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО), Ф. 1, оп. 1, д. [8] Там же. – д. [9] ГАИО Ф. 121, оп. 2, д. [10] Там же. – л. 70, 71. [11] ГАНИИО Ф. 1, оп. 1, д. [12] Там же. – д.984, л. 2. [13] Красный пахарь. – 1922. – 6 апреля (№ 174). – С. 1. [14] ГАНИИО Ф. 1, оп. 1, д. [15] Там же. – д. [16] Д. Сосин. «Христианское смирение»// Иркутский рабочий. – 1922. – 11 марта (№30). – С. 1. [17] ГАНИИО Ф. 1, оп. 1, д. [18] Арест епископа Анатолия // Красный пахарь. – 1922. – 14 мая (№181). – С. 1. [19] ГАНИИО Ф. 1, оп. 1, д. [20] Там же. – д.1019, л.12 об. [21] Там же. – л.9 об., 11. [22] Е. Лосевич. Нужны решительные меры // Иркутский рабочий. – 1922. – 29 апреля (№ 36). – С. 2. [23] Красный пахарь. – 1922. – 2 апреля (№ 173). – С.1. [24] Там же. [25] ГАНИИО Ф. 1, оп. 1, д. [26] Там же. – д. [27] Там же. – д. [28] Там же. – л. 104, 105 об. [29] Там же. – л. 106 об., 148, 170, 177. [30] Там же. – л.170, 178. [31] Там же. – л. 118. [32] Там же. – д. [33] Там же. – д. [34] Паламарчук А.В. Исторический опыт взаимоотношений государства и церкви в Юго-Восточной Сибири (1920 –1930-е гг.): Дисс…канд. ист. наук. – Иркутск, 2002. – С.75. [35] Архивы Кремля: В 2 кн. / Кн. 1... С. 78.
|
|