17.04.2008 |
Социальный портрет иркутского православного духовенства второй половины XX века. В постреволюционном обществе им не осталось места: вместе с дворянством, чиновничеством, офицерством они пополняли ряды т.н. «бывших людей» – представителей ранее привилегированных социальных слоев. Советская антицерковная пресса называла их не иначе, как «фанатиками», «мракобесами», «изуверами». Обвиняемые в контрреволюции, объявляемые «врагами народа», долгое время они были лишены избирательных прав... Православные священнослужители в советском обществе. Кем они были, чем жили, с какими проблемами сталкивались? Мы рассмотрим судьбы православного духовенства на примере Иркутской епархии. 1930-е гг. оказались для Русской Православной Церкви периодом крайне воинственного отношения советской власти к Церкви, что было связано с принятием курса руководящей группы ЦК ВКП(б) на свертывание нэпа, коллективизацию, обострение классовой борьбы в социалистическом обществе. По данным Комиссии по реабилитации Московской Патриархии, к В ходе террора 1930-х годов Патриаршая Церковь как организация была разгромлена: материальная база Церкви была ликвидирована, в Духовенство Иркутской епархии понесло большие потери в первые десятилетия советской власти. Так, в Великая Отечественная война явилась для Церкви избавлением от угрозы окончательного разрушения. В силу ряда прагматических соображений (необходимость расположить союзников по антигитлеровской коалиции, стремление нейтрализовать воздействие фашистской пропаганды, патриотическая деятельность Патриархии, религиозное возрождение в стране) И. Сталин отказался от массированного наступления на Церковь и пошел ей на некоторые уступки. Это изменение государственно-церковных отношений благотворно сказалось на судьбах православного духовенства. В Иркутской епархии к началу 1940-х гг. все храмы, монастыри, часовни были закрыты, и, как следствие, легально действующих священнослужителей в области не оставалось. Когда же начался процесс возвращения храмов православным общинам[4], в области, как и по всей стране, остро встала кадровая проблема. Необходимо было с нуля сформировать штат приходского духовенства. Открытые в 1940-е гг. духовные школы (в В стране не хватало архиереев, в связи с чем многие епархиальные кафедры долгое время оставались незамещенными. Среди них была и Иркутская, управлявшаяся с В Иркутской епархии – до назначения сюда в июне В то время основным резервом пополнения кадров духовенства в Иркутской епархии стали священнослужители, вынужденные прекратить служение в период массового закрытия церквей и репрессий против духовенства. Коренных иркутян среди них было меньшинство. Большую часть духовенства области составляли люди или оказавшиеся здесь ходе репрессий, или переселившиеся в Сибирь добровольно, многие из них вынуждены были скрывать свое прошлое. После закрытия храма священникам ничего больше не оставалось, как в поисках пропитания устраиваться на работу. Это в лучшем случае, а в худшем их ждали аресты, лагеря и ссылки. Кем же работали священники? Чернорабочий, кочегар, сторож, путевой обходчик, столяр, плотник, письмоносец, колхозник – вот неполный список новых занятий духовенства. Как видно, на более квалифицированную работу многим священникам с таким компрометирующим прошлым рассчитывать не приходилось. Однако в силу нехватки образованных специалистов в советском обществе перед бывшими священнослужителями, имеющими за плечами годы обучения в духовных училищах и семинариях, открывался путь к более престижным должностям. Многие работали бухгалтерами, счетоводами, кассирами, секретарями и даже учителями. (И это при том, что советская школа должна была бороться с «религиозными пережитками». Но не все было так однозначно. Например, когда протоиерей Михаил Мещеряков, в будущем настоятель Богородице-Казанской церкви в поселке Тельма отбывал очередной срок в ИТЛ, его жена работала учительницей в средней школе в Красноярском крае. Капитолина Николаевна в свое время окончила епархиальное училище). Протоиерей Валериан Георгиевский год проработал на Бирюсинском лесозаводе простым рабочим, после чего его как человека с образованием выдвинули на должность секретаря при заводской средней школе. Отец Валериан окончил Каменец-Подольскую духовную семинарию и к тому времени имел за плечами двенадцатилетний священнический стаж. Но 1937 год стал для него – в числе прочих священнослужителей – роковым: он был арестован, сужден по статье 58-10 и отправлен на 7 лет в лагеря[6]. Необходимо отметить, что священнослужители были, как правило, добросовестными и ответственными работниками, чем заслуживали уважение трудового коллектива. Многих из них начальство представляло к награде, как, например, священника Тимофея Александровича, который, будучи рабочим в «Союззолоте» в Иркутске II, был награжден медалью за самоотверженный труд[7]. Таких примеров было множество. На протяжении 1940-50-х гг. в Иркутской епархии стабильным оставался высокий удельный вес репрессированного духовенства. В Многих репрессированных священников, решивших возобновить служение в 1940-е гг., подстерегали различные трудности. Например, по назначении священника на приход и регистрации у уполномоченного спецкомендатура НКВД, в которой священник стоял на учете как спецпереселенец, могла не дать разрешения на переезд к месту служения. Такая ситуация сложилась с о. Иоанном Фокиным, высланным из Воронежской области в Иркутск Случалось и такое, что священнику отказывали в праве жить в том или ином городе, как это было с возвратившимся в Иркутск в Приходилось испытывать определенные трудности, связанные с наличием судимости, даже Иркутскому архиепископу Палладию (Шерстенникову) , отбывавшему срок на Колыме с В 1940-е гг. открылся еще один источник пополнения приходского духовенства. В это время часть священников перешла в Патриаршую Церковь из обновленчества, переживавшего в годы войны острейший кризис и клонящегося к закату. В это время советская власть встала на путь ликвидации обновленческого раскола. Массовое возвращение обновленческого духовенств а в лоно Московской Патриархии началось в Иркутская епархия никогда не была центром обновленческого движения, однако и здесь находились архиереи и рядовые священники, уклонившиеся в раскол. Но обновленческое духовенство епархии всегда составляло меньшинство. Так, в В В августе Следующим источником пополнения духовенства было рукоположение мирян – пономарей, церковных сторожей, псаломщиков, чтецов. Некоторые из них активно участвовали в церковной жизни еще до революции, а также в 1920-30-е гг. В Иркутской области настоятелями вновь открытых церквей становились священники с большим опытом служения, а среди вторых священников на приходе начиная с рубежа 1940-50-х гг. все чаще встречаются вновь рукоположенные. Случаи посвящения в сан участились с назначением в Иркутск Общее количество священнослужителей области напрямую зависело от количества действующих приходов. Так, в Вот характерный пример укомплектованности приходов Иркутской области в Как видно, священнослужителей явно не хватало. Уполномоченные Совета по делам Русской Православной Церкви (с Что касается возрастного состава духовенства, то в стране в середине 1970-х гг. преобладали лица старше 60 лет, а к Новое поколение священнослужителей отличалось от старого по многим параметрам. Эти люди получили воспитание и образование уже при советской власти. Выбор священнического служения в условиях притеснений Церкви свидетельствует о их мировоззренческой самостоятельности и неординарности. Очевидно также, что многим из них вера была привита бабушками и дедушками, реже – родителями. Итак, в условиях гонений 1920-30-х гг. и почти полного институционального разрушения Церкви старшее поколение не только сохранило личную веру в Бога, но и передало ее младшему. Интересно отметить, что большинство священнослужителей 1960-80-х гг. было выходцами из рабоче-крестьянской среды, интеллигенции и служащих среди них было немного. А дети священников, как правило, не решались идти по стопам своих отцов, т.к. они не понаслышке знали о трудностях, с которыми ежедневно сталкивалось духовенство. Иркутский уполномоченный В.Ф. Коростелев в Уровень образования иркутского духовенства был невысок, но тому были объективные причины. Если старшее поколение священников успело получить духовное образование до революции и в 1920-е гг., то молодежь была практически лишена этой возможности. О многом говорят следующие цифры: в Не стоит забывать о кадровой политике уполномоченных, которые не приветствовали образованное духовенство и стремились нейтрализовать его «идеологическое воздействие» на верующих. Каким образом? Во-первых, не всегда принимали на служение в Иркутскую область (отказывали в регистрации), во-вторых, добивались перевода образованных активных священников из Иркутска на периферийные приходы. О многом говорят следующие строки из отчета уполномоченного за 1971 год: «Большинство священников настроено лояльно, доброжелательно. Но есть и ревностные служители церкви, раболепски преданные архиерею... Учитывая, что нахождение таких лиц на службе в церквах города нежелательно (храмы Иркутска часто посещают иностранцы)... приняты меры о направлении священников Касаткина Е.В. и Романова В.Я[19]. на периферийные приходы. Ведется работа в этом направлении и по отношению настоятеля Кафедрального собора Соколова Н.Г.»[20]. В Итак, государственная политика по отношению к Церкви, географическое положение Иркутской епархии во многом определили социальный облик местного православного духовенства. Во-первых, оно было малочисленным – в силу малого количества храмов в епархии. Во-вторых, вплоть до рубежа 1960-70-х гг. высоким оставался процент репрессированных священнослужителей. Низкий образовательный уровень духовенства в самой восточной епархии страны оставался острой проблемой на протяжении второй половины XX века. Духовенство Иркутской епархии формировалось в основном за счет приезжего населения – ссыльных, спецпереселенцев, а с 1960-х гг. – жителей центральных и западных областей СССР. В судьбах православного духовенства Иркутской епархии в полной мере отразились отношения Советского государства и Русской Православной Церкви, полные драматизма и противоречий. [1] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. – М., 2005. – с. 67, 93. [2] Новикова Т.М. Взаимоотношения Русской Православной церкви в годы гражданской войны в Восточной Сибири//Церковь и государство: история и современность. Материалы научной конференции. – Иркутск, 2005. – 49. [3] ГАИО Ф. Р-600, Оп.1, Д. [4] Всего в Иркутской области с 1943 по 1947 гг. было открыто 15 приходов, два из которых впоследствии 2 были закрыты. [5] ГАИО Ф. Р-2951, Оп.1, Д. [6] ГАИО Ф. Р-2951, Оп.1, Д. [7] ГАИО Ф. Р-2951, Оп.1, Д. [8] Подсчет произведен по документам безномерного фонда Архива губернатора Иркутской области. [9] ГАИО Ф. Р-2951, Оп.1, Д. [10] ГАИО Ф. Р-2951, Оп.1, Д. [11] ГАИО Ф. Р-2951, Оп.1, Д. [12] ГАИО Ф. Р-600, Оп.1, Д.947, Л. 49. [13] ГАИО Ф.Р-2951, Оп.1, Д. [14] Подсчет произведен по документам Архива отдела этноконфессиональных отношений Управления губернатора Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям. [15] Подсчет произведен по документам безномерного фонда Архива губернатора Иркутской области. [16] Безномерной фонд Архива губернатора Иркутской области. [17] Архив отдела этноконфессиональных отношений... Оп.2, Д. [18] Маслова И.И. Советское государство и Русская Православная Церковь: политика сдерживания. – М., 2005. – с. 127. [19] Протоиерей Евгений Касаткин ныне служит в Крестовоздвиженской церкви г. Иркутска, протоиерей Василий Романов служит в г. Ельце. [20] Архив отдела этноконфессиональных отношений... Оп.2, Д. [21] Архив отдела этноконфессиональных отношений... Оп.2, Д.5, Л.2. [22] Баснин О. Тысячелетие: тревоги и радости. Интервью с архиепископом Хризостомом // Восточно-Сибирская правда. – 1988. – 21 сентября (№ 219) – С. 4. |
|