16.04.2008 |
Т.А. Крючкова
БРАТСТВО ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ
В уставе Братства была обозначена главная цель – взаимное общение членов Братства на почве религиозно-нравственного просвещения и распространение такового просвещения в среде местного населения. Для достижения этой цели было решено:
а) учреждать библиотеки и читальни;
б) открывать и поддерживать религиозно-нравственные беседы и чтения;
в) содействовать изданию и распространению книг, брошюр, листков, пригодных для развития религиозно-нравственных понятий;
г) заботиться о развитии вкуса к церковному пению, организуя хоры любителей, учреждая курсы церковного пения и чтения;
д) собирать рисунки, планы, модели лучших образцов архитектуры, иконописи и церковной утвари, учреждать курсы иконописания;
е) открывать склады церковно-богослужебных, религиозно нравственных книг, рисунков, икон и снабжать ими церкви.
Во главе Братства, согласно уставу, стоял архиепископ Иркутский и Верхоленский, как покровитель и главный руководитель. Членами Братства могли быть правоспособные люди обоего пола, всякого звания, православного вероисповедания. Члены Братства подразделялись на четыре категории:
1) члены действительные, ими становились лица, вносящие в пользу Братства не менее трех рублей ежегодно;
2) члены пожизненные - лица, сделавшие единовременный взнос в пользу Братства не менее ста рублей;
3) члены почетные - лица, которые своей личной деятельностью или значительными пожертвованиями приобрели право на особую признательность и по постановлению общего собрания членов Братства им предлагалось звание почетных членов.
4) члены сотрудники - лица вносящие пожертвования в размере меньше трехрублевого ежегодного взноса.
Денежные и материальные средства Братства составлялись:
1) из единовременных и ежегодных взносов членов Братства;
2) из процентов от неприкосновенного капитала Братства;
3) из разных пожертвований деньгами и вещами в пользу Братства.
Денежные ресурсы Братства состояли из неприкосновенного капитала, к которому причислялись единовременные взносы, дающие право на звание пожизненного члена и все суммы, жертвуемые для постоянного обеспечения указанных жертвователями расходов, а также из расходного капитала, к которому причислялись все остальные доходы. Суммы неприкосновенного капитала должны были обращаться в государственные процентные бумаги, а расходные суммы вносились в сберегательную кассу и по мере необходимости брались для текущих расходов.
Управление делами Братства осуществляло два органа: Общее собрание членов и Братский Совет. Общие собрания подразделялись на: а) торжественные, которые, как правило, происходили один раз в год – в день открытия Братства; 2) обыкновенные, которые собирались два раза в год (в начале года для рассмотрения отчета Братского Совета и в конце года – для избрания на следующий год членов Совета и утверждения приходо-расходной сметы); 3) чрезвычайные, которые созывались для решения неотложных дел. Общие собрания считались состоявшимися, если на них присутствовало не менее четверти пребывающих в г. Иркутске членов Братства. Братский Совет состоял из председателя Братства (духовного лица), его товарища и шести членов, избираемых Общим собранием из действительных и почетных членов. Совет Братства избирался на два года с условием, чтобы ежегодно менялась половина состава Совета. Братский Совет собирался для обсуждения дел не менее одного раза в месяц. В уставе были расписаны все обязанности членов Совета и трех членов-ревизоров, избираемых ежегодно на общем собрании.
Братство объединяло в своих рядах значительное число людей. Например, в 1907 г. в нем состояло 400 человек действительных членов и членов-сотрудников, а также 16 пожизненных членов, среди которых, кроме иркутян, значились архиепископ Владивостокский Евсевий, архиепископ Томский Макарий и знаменитый протоиерей Иоанн Сергеев-Крондштатский (4), прославленный в лике святых в 1990 году.
Первым председателем Братства, с 1901 по 1907 гг., был Ф.Ф. Верномудров (1864 – 1938), протоиерей Иркутского Богоявленского собора, один из самых образованных пастырей Восточной Сибири. Несмотря на большую занятость, он занимался исследованиями в области религиозной отечественной истории. В Государственном архиве Иркутской области хранится рукопись «Благотворительность в древней церкви, в средние века и в наше время», написанная им в
Первым казначеем Братства на протяжении 5 лет был еще один известный в Восточной Сибири человек – золотопромышленник Михаил Дмитриевич Бутин (1836 - 1907). Уроженец г. Нерчинска, он руководил столетней фирмой "Братья Бутины" и развил огромную коммерческую деятельность. Заботясь о развитии Сибири, он организовал несколько экспедиций в Китай, способствовал публикации научных трудов о Китае и Японии, за что был избран в члены Императорского Русского Географического Общества. Для ознакомления с горным делом и для лучшей постановки его у себя на приисках, Михаил Дмитриевич побывал в Европе, Англии и Америке. Впечатления свои изложил в книге "Письма из Америки". Также деятельно он помогал Братству Святителя Иннокентия, сделав значительные пожертвования (6).
Можно привести еще множество свидетельств о самоотверженной и патриотически направленной деятельности многочисленных членов Братства Святителя Иннокентия.
Ведущее направление деятельности Братства – просветительское – осуществлялось по нескольким направлениям, обозначенным в уставе. Первым делом были организованы библиотеки. Одна из них действовала в школе при Иркутской Преображенской церкви. В 1907 г. она располагала 1300 экземплярами книг из 356 названий. В течение этого года ее посетило 208 человек (126 мужчин, 11 женщин и 71 человек детского возраста). Вторая библиотека была организована при Иркутском Троицком храме, располагаясь в его притворе, в ее составе в этом же году было 1055 книг.
Регулярно Братство организовывало религиозно-нравственные беседы и чтения. Первоначально они проводились в Преображенской школе, а затем в доме, построенном для Братства. Использовались и другие аудитории, например, в Иркутском духовном училище в 1913 г. членами Братства лекции читались практически еженедельно. Чтобы почувствовать атмосферу этих чтений, приведем отрывок из отчета за 1913 год: «Чтения эти производились в переполненном слушателями зале, причем часто приходилось наблюдать, что малые размеры училищного зала не позволяли вместить всех слушателей и с сожалением выслушивать справедливые упреки тех, кои не могли проникнуть в зал… Такое обильное стечение слушателей, помимо общей религиозно-церковной потребности, объясняется и самим составом лекторов – лиц большей частью с академическим образованием. Лекции всегда отличались глубиною и серьезностью содержания, научностью разработки и общедоступностью изложения…
По своему содержанию лекции эти возможно разделить на несколько разрядов: о религии вообще, о жизни, ее смысле и нравственных основах, о причинах нестроения в этом мире, о зле и т.д. В настоящее время эти вопросы особенно требуют всестороннего и правильно-православного освещения и разрешения. На такие темы были следующие лекции: 3 марта протоиереем Верномудровым «Религия, как исторический факт и как фактор культурного развития человечества», 22 октября М.В. Одинцовым «Нравственные основы жизни по учению христианства», 13 января М.И. Яковенко «О смысле жизни» и два обширных чтения о. Николая Часоводова «О причинах нестроения в природе и смысле страданий в среде, окружающих человека», 15 сентября «О силе св. Креста Господня», произнесенная М.В. Одинцовым по поводу тысячелетия Миланского эдикта и протоиереем о. И. Дроздовым, познакомившим слушателей с этим торжеством христианства, 3 ноября С.П. Житниковым - «Обрядность православной церкви есть необходимый и при том наиболее совершенный, целесообразный и эстетический способ выражения религиозных чувств человека и общения его с Богом» и А.М. Никольским – «Исполнение пророчеств, как доказательство богодуховности Библии».
По вопросам, особо волнующим наше общество, можно указать лекцию о. А. Азлецкого (27 января) «Ницше и христианство», довольно подробно разобравшую учение о «сверхчеловеке», Ф.А. Шушковского «Религиозно-философские убеждения Тургенева» (25 сентября), А.М. Мышкина – «О религиозно-нравственных воззрениях Достоевского»… Исторические вопросы, интересовавшие общество, нашли своих выразителей в лекторах: протоиерее о. И. Дроздове и А.С. Рагозинском, предложивших свои лекции: «О предстоящем поместном соборе» и «Патриаршестве на Руси (10 марта). Юбилейные торжества по случаю 300-летия царствования Дома Романовых нашли прекрасное отражение в двух лекциях: «Краткий очерк важнейших событий Русского государства за последние 300 лет», изложенных в пространной лекции капитана 28 Сиб. стр. полка А.А. Мечник и прекрасно освещающей светлые образы славного прошлого России и его вождей. Лекция эта была иллюстрирована 85-ю световыми картинами и сопровождалась торжественными гимнами, исполненными военным оркестром музыки. К тому же дню Братством издан и роздан народу юбилейный листок «Их пример будет нам наукой». Вторая лекция 3 февраля прочтена Павлом Никандровичем Плешановым на тему «Великая разруха Московского государства». Обе эти лекции, исполненные горячего патриотического чувства, воодушевленно прочитанные авторами, произвели глубокое впечатление на слушателей». Далее сообщается, что были прочитаны лекции о таинствах священства, о всенощном бдении, о баптизме, о вреде алкоголизма и на другие темы (7). Значимость лекций для духовного и культурного развития Иркутска в той исторической ситуации трудно переоценить.
Вся деятельность Братства Святителя Иннокентия активно освещалась на страницах «Иркутских епархиальных ведомостей», в 1913 году Иркутский епархиальный съезд постановил открыть особый отдел при этой газете для того, чтобы регулярно публиковать тексты лекций, читаемых членами Братства. Но, кроме этого, Братство с 1905 года начало вести свое издательское дело. За два десятилетия было издано значительное количество книг и брошюр. Назовем для примера лишь некоторые из них:
1. Дроздов И.Н., протоиерей. Святитель Иннокентий, 1-й епископ Иркутский. – Иркутск, 1905.
2. Гагарин Д., протоиерей. Столетие со дня открытия мощей Святителя Иннокентия. – Иркутск, 1905.
3. «Восхвалим мужа славна в бытии». 4-х голосный концерт Святителю, музыка И.П. Райского. – Иркутск, 1912.
4. Автобиография архиепископа Вениамина. – Иркутск, 1913.
5. Гагарин Д., протоиерей. Десятилетие Иркутского церковного Братства. – Иркутск, 1912.
6. Троцкий А. Баптизм. История и учение секты. Меры борьбы с нею. – Иркутск, 1914.
С 1906 г. начали выпускаться «Записки Иркутского Церковного Братства во имя Святителя Иннокентия». В первом выпуске, имевшем объем 106 страниц, были напечатаны следующие статьи:
1) Доклад «О церковном чтении», прочитанный священником В. Флоренсовым 27 октября 1905 г. на собрании членов Братства.
2) Доклад «К вопросу о церковном богослужении», прочитанный священником В. Флоренсовым 24 ноября 1905 г. на собрании членов Братства.
3) «Истинная свобода» - слово священника Михаила Копылова.
4) Доклад «Миссионерство и архипастыри Иркутские со времен Святителя Иннокентия», прочитанный на торжественном собрании Братства 9 февраля 1906 г. священником В. Флоренсовым.
5) Некролог «Василий Аркадьевич Тронин», составленный священником Д. Гагариным.
6) Отчет о сборе пожертвований на голодающих в России и Забайкалье.
Также в значительном количестве выпускались «Братские листки» в 4 страницы текста, которыми Братство откликалось на события в стране и в мире («К православным воинам», «Отторженное воссоединение» (о Галиции), «Как молятся сектанты», «Что сделал для России св. князь Владимир» и др.). Труды, изданные Братством на протяжении двух десятилетий, являются важным источником для историков, краеведов в изучении духовной, научной и культурной жизни Восточной Сибири.
При Братстве существовал Благотворительный отдел. Он содержал богадельню для престарелых и бездомных бедняков, а также временное убежище для лиц, впавших во временную нужду. Кроме этого отдел выдавал обеды из дешевой столовой общества «Утоли мои печали» и снабжал ко дню Пасхи и Рождества Христова всем необходимым наиболее нуждающихся бедняков. В 1910 г. при Братстве была учреждена детская бесплатная столовая имени архиепископа Тихона, в ведении которой было уход за бездомной городской детворой. В течение, например 1914 года, в ней было выдано 18444 обеда, в среднем свыше 50 обедов в день. При столовой существовала церковно-приходская школа, в которой в 1914 г. обучалось 23 мальчика и 12 девочек (8).
Значительная часть средств отдела использовалась для поддержки и обеспечения необходимыми богослужебными предметами храмов Иркутской епархии, а также для участия в возведении новых церквей. Например, 25 ноября 1906 г. освящена деревянная церковь во имя св. Иннокентия в с. Голиковское (Нижне-Илимский район, Иркутской области), построенная при материальной поддержке Братства во имя Святителя Иннокентия.
Благотворительный отдел Братства на собственном земельном участке в Глазковском предместье по ул. Александровской (ныне ул. Профсоюзная) при богадельне построил храм во имя Святителя Иннокентия. Деревянное здание церкви было заложено 20 октября
В 1910-е годы Братство Святителя Иннокентия территориально расширило рамки своей деятельности, сосредоточив свое внимание на организацию филиалов в сельских приходах. Было также решено в 1914 году учредить Отдел трезвости, председателем которого был избран протоиерей Ф. Верномудров. В годы первой мировой войны Братство употребило свой накопившийся опыт благотворительной работы для помощи беженцам (9).
В 1914 г. св. Синод определил членам Братства право на ношение нагрудного знака и утвердил представленный Знак Братства представлял собой овальный щит, помещенный в венке из позолоченного лавра, увенчанного царской короной и перевязанного внизу лентой, на которой написано «Б. СВ. И.». В средину щита помещен восьмиконечный крест с надписью по сторонам «БРАТСТВО СВ. ИННОКЕНТИЯ». Знак имел три степени: 1-я степень - золотой с эмалью - был предназначен для почетных пожизненных членов и председателей Братства; 2-я степень - серебряный с эмалью - для состоящих в Совете Братства и действительных членов его в течение не менее 5 лет; 3-я степень - бронзовый без эмали - для всех остальных членов (10). архиепископом Иркутским и Верхоленским Серафимом (Мещеряковым) проект его рисунка.
Уже в первые годы революции большевики начали планомерно разрушать церковную структуру. В 1918 году была закрыта газета «Иркутские епархиальные ведомости». В информационном издании кружка по распространению литературы религиозно-нравственного содержания «Свет» № 37 от 15/28 октября 1918 г., которым церковные круги пытались в какой-то мере восполнить закрытое издание, мы прочитали последнее, известное нам, сообщение о деятельности Братства: «В Преобр[аженской] церкви, в 5 час. вечера, по примеру прежних лет, совершается чтение акафиста. По окончании Богослужения все переходят в Родионовскую школу, где происходят заседания Благотворительного отдела Братства св. Иннокентия» (11). В 1919 г., с момента прихода большевиков и установления в Иркутске Советской власти, Союзы, Братства и другие общественные организации прекратили свое существование.
Дать всестороннюю оценку деятельности Иркутского Церковного Братства во имя Святителя Иннокентия можно будет после детального изучения всех аспектов его планов и реальных дел на фоне очень сложной исторической ситуации в России и Восточной Сибири. Но уже сегодня можно сказать о том, что результаты самоотверженной и многосторонней работы членов Братства проявились в тяжелые времена для Иркутской епархии – в 20-30-е годы: иркутское духовенство дало решительный отпор обновленцам-живистам, которые не смогли здесь пустить глубокие корни и закрепиться. Им противостояли, порою ценою своей жизни, бывшие члены Братства Святителя Иннокентия (Ф.Ф. Верномудров, Шабалин И.Н. и многие другие).
В преддверии празднования 200-летия канонизации Иркутского чудотворца в 2004 г. было восстановлено Братство Святителя Иннокентия, которое уже проявило себя: его члены оказали существенную спонсорскую помощь при съемках фильма о свт. Иннокентии, в организации научной конференции, в подготовке вагона-храма для исторического события - крестного хода с мощами свт. Иннокентия по Восточной Сибири и Дальнему Востоку , а также в других богоугодных делах.
.
Примечания
1. Иркутское Иннокентиевское церковное братство при Иркутском кафедральном соборе // Иркутские епархиальные ведомости. – 1900, N 4. – Прибавления, с.106-108.
3. Иркутская летопись 1661 – 1940 гг. Сост. Ю.П. Колмаков. – Иркутск, 2003. – С. 139.
4. Гагарин.Д. Очерк деятельности Братства во имя Святителя Иннокентия за шестой год его существования (2 дек.1906 г. по 2 дек.1907 г.) // Иркутские епархиальные ведомости. – 1909, N 2 (15 января) – Прибавления, с.38.
6. Гагарин Д. Очерк деятельности Братства во имя Святителя Иннокентия за шестой год его существования (2 дек.1906 г. по 2 дек.1907 г.) // Иркутские епархиальные ведомости. - 1909 N 1 (1 января). – Прибавления, с. 3.
7. Очерк о состоянии Иркутского церковного во имя Святителя Иннокентия Братства за 1913 год (2 декабря 1912 г. – 2 декабря 1913 г., XII год его существования). – Иркутск, 1913. – С. 2-4.
8. Известия и заметки. Годичное собрание членов Братства Св. Иннокентия // Иркутские епархиальные ведомости. – 1914, № 24 (15 декабря). – Прибавления, с. 839
9. Отчет о деятельности Иркутского Епархиального Комитета по оказанию помощи беженцам за время с 9 октября 1915 года по 29 февраля 1916 года // Иркутские епархиальные ведомости. - 1916, N 7 (1 апреля). - С. 88.