22.04.2008

  ИРКУТЯНЕ В ИСТОРИИ ПОСОЛЬСКОГО СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ 


Тамара Александровна Крючкова,

 кандидат исторических наук.


          Посольский Спасо-Преображенский монастырь на Байкале был основан в 1681 г. монахами, посланными по указу царя Федора Алексеевича и благословению патриарха Иоакима. Духовная миссия из одиннадцати человек во главе с игуменом Темникова Сретенского монастыря Феодосием приехала в Сибирь со специальным заданием: «построить монастырь во имя Живоначальные Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах, призвать и крестить православную веру инородцев» (4, с.260). Царское задание было выполнено: Свято-Троицкий монастырь был заложен. Но одновременно на берегу Байкала, на отведенных монастырю землях на Посольском мысу были построены заимка и Пустынь для обитания монахов. Мыс был назван Посольским потому,  что 7 октября 1651 года здесь воинским отрядом забайкальского хана Турухай-табунана был убит русский посол Иерофей Заболоцкий со своим сыном Кириллом и семью сопровождавшими его казаками. Они направлялись к монгольскому Цецен-хану с подарками и письменным согласием царя Алексея Михайловича на просьбу монголов принять их в подданство России. Убиенные были похоронены на месте убийства, над их могилами был поставлен общий крест.

         Первоначально монахи построили часовню во имя  Николы чудотворца (по одним сведениям, по другим – во имя Знамения Пресвятой Богородицы) и келии для братии. А в 1700 г. по благословению тобольского митрополита Игнатия, часовня, к которой прирубили алтарь, была освящена как церковь и с этого времени поселение монахов стало именоваться официально Посольским монастырем. В начале XVIII в. у монастыря появился деятельный и богатый вкладчик – комиссар торгового каравана в Китай купец из г. Яренска Григорий Афанасьевич Осколков. Он в 1706 г. получил от тобольского митрополита Филофея Лещинского благословение и грамоту на строительство «своим коштом в Посольском пустынном монастыре церковь во имя Преображения Господа нашего Иисуса Христа и украсить святыми иконами и потребною утварью» (1, с.150). На церковь он заготовил около 300 тысяч кирпича, известь и другой строительный материал, а также по его заказу был сделан двухставный резной иконостас. Из России им было привезено необходимое число книг, колоколов. Но готовую церковь Г.А. Осколков не увидел: 10 декабря 1714 года он неожиданно умер в пути, возвращаясь из Пекина с торговым караваном. Тело его привезли в любимый монастырь и погребли в специально сооруженном склепе в монастырском саду.

         До своей смерти Осколков успел экономически поднять Посольский монастырь. Будучи в 1707 г. в Москве, он добился от императора Петра I передачи во владение монастыря земли под пашню и сенные покосы по берегу Байкала от Прорвы до речки Тимлюй, а также рыбные ловли в Корчинском соре и по берегу моря. Кроме того, он построил для настоятеля и братии келии, отдал во владение монастыря скотный двор с 35 лошадьми и всей упряжью, находящийся в 20 верстах от монастыря.

         Братия монастыря частично осуществила мечту Г.А. Осколкова, соорудив церковь во имя Преображения Господня, но построила ее не из заготовленного кирпича, а из дерева.

         При организации в 1727 г. Иркутской епархии Посольский Спасо-Преображенский монастырь перешел из Тобольской епархии в подчинение иркутским иерархам. По отчетным данным 1728 г. в монастыре «…монашествующих было 23 человека, в том числе  игумен Иов, два иеромонаха, один иеродиакон, один схимонах Иоанн и 18 монахов. Монастырской казны состояло на лицо 1661 руб. … Монастырь имел следующие заимки: Степную, Рупышевскую и Куядскую. Пашенных крестьян у монастыря было пять семей, которые на монастырской земле распахивали по пяти десятин на двор, а в монастырь платили отсыпного хлеба по 50 пудов со двора на год. Остальную монастырскую пахотную землю 125 десятин обрабатывали вкладчики, коих было с малолетками 147 человек… Лошадиный табун состоял из 280 голов, рогатого скота сосчитано 188 штук…» (6,  с. 832-833) 

         Наряду с такими подвижниками, как Григорий Афанасьевич Осколков, были люди, которые, исходя из своих корыстных целей,  вредили христианско-просветительскому делу. Одним из таких деятелей был архимандрит Иркутского Вознесенского монастыря Антоний Платковский. Экономически и духовно окрепший Посольский монастырь чуть было не закрылся «стараниями» этого человека. В летописи монастыря есть такая запись: «В 1724-м году, по представлению в Святейший Правительствующий Иркутского Вознесенского монастыря архимандрита Антония Платковского, по случаю возложенной на него по именному повелению об учреждении в оном Вознесенском монастыре монгольского и китайского языков школы, в пособие в содержание в содержание во оной учителя и учеников, по указу Свят. правительствующего Синода, Посольский Преображенский монастырь ... со всеми принадлежащими к нему угодиями и рыбными ловлями приписан к упомянутому Иркутскому Вознесенскому монастырю» (1, с.166). Казалось бы благое дело чуть не обернулось трагедией для монастыря. Воспользовавшись высочайшим указом, Платковский распорядился утварь церковную, ризницу и все монастырское имущество перевезти в Вознесенский монастырь, туда же были отосланы игумен Иов с братиею и со служителями. Монастырь обезлюдел, а часть монастырских денег Платковский присвоил себе. О махинациях архимандрита довольно пространно описано в книге протоиерея П. Громова «Начало христианства в Иркутске». Дело в том, что А. Платковский сыграл нелицеприятную роль в судьбе Святого Иннокентия Кульчицкого. Известно, что Святитель Иннокентий, назначенный императором Петром I главой духовной миссии в Китай, по прибытии в 1722 г. в Забайкалье неожиданно встретил препятствие для выполнения поставленной перед ним задачи: в Китае умер император, с которым была договоренность на проезд русской духовной делегации, а новый император решил высокую духовную особу – епископа Иннокентия – в пределы своей страны не допускать. Несколько лет между русским и китайским правительствами  шла переписка по этому поводу. В 1726 г. в Иркутск прибыл полномочный посол Савва Владиславович Рагузинский, который привез долгожданное разрешение на въезд духовной миссии в Китай. А. Платковский,  которому очень хотелось побывать в богатом

Пекине, решился на злостную проделку, описанную П.Громовым: «Святитель Иннокентий был слаб здоровьем , преимущественно страдал головной болью. Платковский, выдававший себя за искусного в лечении… прислужился Святителю каким-то лекарством, и подал Ему питье одуряющее; а коль скоро прием произвел действие, то Платковский привел Посланника в келью Святителя и указал на Него, как на болеющего от невоздержания» (3, с.165). В результатате, духовную миссию возглавил А. Платковский, а Святителя Иннокентия оставили в Иркутске и назначили главой вновь организованной Иркутской епархии.  Впоследствии Платковский жестоко поплатился за свои поступки. Из Китая его с позором выдворили, наказали плетьми и под конвоем привезли в Санк-Петербург. Его дело рассматривали в суде Святейшего Синода, лишили сана архимандрита и присудили выплатить иркутским монастырям все незаконно захваченные им деньги. В дальнейшем Платковский простым монахом был отправлен в Троице-Сергиев монастырь. 

        В 1727 году Посольский монастырь, по представлению преосвященного Антония митрополита Тобольского в Синод и Сибирского губернатора князя Долгорукого в Сенат,

отчислен от Вознесенского и остался по-прежнему самостоятельным.

           Каменное здание Спасо-Преображенского собора, сохранившееся до нашего времени, было построено в 1770-е годы. Этому предшествовало печальное событие: 22 октября 1769 г. в Посольском монастыре случился большой пожар, которым полностью была уничтожена Знаменская церковь, а также значительно повреждены  Преображенская церковь и настоятельские келии. В 1773 г. был заложен двухпрестольный каменный собор, в котором решено было разместить обе сгоревшие церкви: в верхнем этаже – во имя Преображения Господня, а в нижнем – Знамения Пресвятой Богородицы. На постройку храма были употреблены хранившиеся более полувека осколковские кирпичи. В 1774 году был освящен нижний Знаменский придел, а в 1778 – главный Преображенский храм.

         При игумене Феодорите, который правил монастырем  с 1817 по 1836 год, решено было устроить новый иконостас в главном Преображенском храме,  иконы для которого писал иркутский иконописец и позолотчик Иван Андреевич Нефедьев. Об этом факте сообщил архимандрит Даниил в «Историческом описании Посольского Спасо-Преображенского монастыря» (!, с УТОЧ). Но по заказу Феодорита в том же храме были расписаны стены и своды священными изображениями,взятыми из Библии ветхого и нового завета, а также росписи были выполнены на стенах и потолках Никольской церкви  Возможно, что это тоже работа И.А. Нефедьева. Он родился в Иркутске в 1772 г. Отец его – Андрей Нефедьев – умер до 1785 г., когда Иван и его младший брат были еще маленькие, и мать Федосья Никитична воспитывала их одна. Известно, что И.А. Нефедьев выполнял художественные работы в Иркутском Вознесенском монастыре, в Якутии, а также в 1837 – 1841 гг. писал иконы для иконостаса холодного храма Нерчинского Воскресенского собора. В Посольском Преображенском монастыре, кроме икон, он написал  свой автопортрет, который висел в настоятельских келиях. В Иркутском областном художественном музее хранится портрет епископа Михаила Бурдукова (Инв. № Ж-992), на обороте которого есть надпись: «Иркутскъ 1834 г. Нефед…». Скорее всего, автор этого портрета И.А. Нефедьев.

          Кроме  И.А. Нефедьева, в Спасо-Преображенском монастыре работали и другие мастера из Иркутска. В строительстве Никольской церкви принимал участие иркутский цеховой Гавриил Григорьевич Кубеков. В Государственном архиве Иркутской области мы нашли документ, свидетельствующий о том, что в 1801 г. он находился в Посольском монастыре (ГАИО, ф.70, оп.10, д.11, л.209 об.). Известно, что Гаврила Григорьевич, родившийся около 1765 г., вместе с братом Ильей (род. около  1767 г.)  и отцом Григорием Кубековым (род. около 1748 г.) состояли в каменном цехе г. Иркутска. Они специализировались в кладке печей и возведении зданий из кирпича и камня. Все трое в 1782 – 1784 гг. участвовали в строительстве Иркутской духовной семинарии. В 1785 г. Гаврила Григорьевич жил в собственном доме в приходе Харлампиевской церкви по Троицкой улице, д. № 349. Был женат на дочери крестьянина Уриковской слободы Дарье Семеновне Поповой  (ГАИО, ф.50, оп.6, д.14, л.3; ф. 336, оп.1, д.7, лл. 41, 197 об.;  ф. 592, оп.1, д.10, лл. 2 об., 14 об., 44).

        В начале XIX в. вокруг монастыря была возведена каменная ограда высотой 5 метров. Ее общая длина составляла 200 саженей, т.е более 400 м., на углах стояло 5 башен. От пристани на берегу Байкала к монастырю вела каменная лестница. В сооружении этой стены также участвовали иркутяне.  22 января 1811 г. иркутский мещанин Василий Тропин подписал контракт с игуменом Посольского Спасо-Преображенского монастыря Лаврентием Мордовским, согласно которому подрядился быть уставщиком по кладке каменной ограды с 15 апреля по 1 октября 1811 г., "притом и самому мне с тремя работниками работать" и класть печи в келиях (ГАИО, ф.308, оп.1, д.88, л.118, 118об.).  Иркутский цеховой Ефим Черемных, который значился подмастерьем по деланию из кирпича палат и печей в каменном цехе, в 1811 г. «жительствовал в Посольском монастыре без увольнения» (ГАИО, ф.70, оп.1, д.1546, л.75), видимо тоже участвовал в возведении каменной монастырской ограды. Иркутский мещанин Андрей Павлович Кошкаров 10.02.1811 г. подрядился для Посольского Спасо-Преображенского монастыря (строителю Власу Миронову) сделать 60 тыс. обожженного кирпича по 7 р. 50 к. за 1тыс., всего на 450 р. и сделать его непременно в течение 1811 г. (ГАИО, ф.308, оп.1, д.88, л.148, 148об.)

         Иркутяне также управляли Посольским монастырем. В 1782 – 1792 гг. игуменом был Феофил Борисов «уроженец Иркутской, из духовных, в монашество пострижен в 1776 году в Иркутском Вознесенском монастыре и в том же году определен при доме архиерейском духовником, а потом и членом духовной консистории. В 1792 г., по случаю приключившейся ему игумену от паралича немоты, уволен он в Иркутск к родственникам, у коих живши, и в 1800 годе скончался и погребен в Иркутском Вознесенском монастыре» ( 2, с. УТОЧ  )

           В 1800 – 1807 г. монастырем управлял уроженец г. Иркутска игумен Петр. В монашество он был пострижен в 1790 г. и первоначально был экономом Иркутского архиерейского дома, в 1798 г. определен игуменом Якутского Спасского монастыря и через 2 года переведен в Посольский Спасо-Преображенский монастырь. Он сразу же взялся за строительство новой каменной церкви во имя Святителя Николая. Благословение на строительство от иркутского епископа Вениамина им получено в 1802 г. Но достроить церковь до конца он не успел: стены были выложены до сводов, когда в 1807 г.  его перевели в Киренский Троиций монастырь на должность игумена, где он пробыл 2 года, потом по старости попросился на покой, в 1808 г. перебрался в Иркутский Вознесенский монастырь, где и жил до своей кончины.

          В 1920-е гг. Посольский Спасо-Преображенский монастырь постигла участь многочисленных монастырей России: он был закрыт и более 70 лет в его зданиях располагались клуб, школа, а затем больница для умственно отсталых детей. Автор этой статьи в 1981 г. во время  экспедиции по Байкалу посещала эти места. Впечатление от состояния бывшего монастыря было удручающее: запущенное здание Преображенского собора без крестов, с утраченным куполом, жуткие лица детей-олигофренов за покосившимся деревянным забором. Вечная красота Байкала не могла сгладить этого надругательства.

           В конце XX века ситуация изменилась. 30 августа 1995 г. здесь был зарегистрирован православный приход. В 1998 г. я была свидетелем, как настоятель о. Виктор Смольников крестил детей прямо в Байкале. Удивительное и радостное событие.  9  марта 2000 г. Спасо-Преображенский монастырь получил статус мужского монастыря.

            При посещении монастыря мы познакомились с иеромонахом Николаем (в миру Алексеем Владимировичем Кривенко), исполняющим обязанности наместника и  членами братии. Нам показали раскопки на территории монастыря, в результате которых были найдены захоронение Е.Заболоцкого с сыном и фундамент часовни над могилой Г.А. Осколкова. В отремонтированной Никольской церкви с восстановленной над алтарем маковкой и крестом шли богослужения. Около нее стояло 4 колокола, привезенные из Воронежа, которые предназначены для колокольни Преображенского собора. Но, пока идет его реставрация, колокола будут помещены на временно сооруженную звонницу. На территории монастыря лежат недавно напиленные доски, кирпичи, приезжают и уезжают машины, идут строительные работы. Возрождается и набирает силу еще один духовный светильник Восточной Сибири. Мы поднялись на соборную колокольню, с Байкала дул удивительно свежий ветер.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря Иркутской губернии (составлено около 1807 г. при игумене Лаврентии Мордовском чиновником IV класса) // Иркутские епархиальные ведомости. – 1872. - № 12. – Прибавления, с. 148-149; № 13. – Прибавления, с. 166. УТОЧНИТЬ СТР.
  1. Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря 

      Иркутской губернии (составлено в1845 г. настоятелем оного монастыря

      архимандритом Даниилом II) // Иркутские епархиальные ведомости. - 1872, N 28.

      - Прибавления, с.349. УТОЧНИТЬ СТР.

3.  Громов П. Начало христианства в Иркутске и Святый Иннокентий, первый епископ

      Иркутский, его служение, управление, кончина, чудеса и прославление. – Иркутск,

      1868. – С.65 УТОЧНИТЬ СТР.

4.   Жалсараев А.Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии,

      XVIIXX столетий. Энциклопедический справочник. -  Улан-Удэ, 2001. – С.281 –

      293.

  1. Тиваненко А.В. Посольский Спасо-Преображенский монастырь (краткий

      исторический очерк). – Улан-Удэ, 2001. – 36 с.

6.   Управление святителя Иннокентия 1728 г. Посольский Преображенский монастырь

      // Иркутские епархиальные ведомости. – 1863. - № 50. – Прибавления, с. 832-833.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 


Возврат к списку

алкоголизм архиепископ архиепископ Вадим архиерейское служение Архиерейское служение Благодатный огонь Богородица Богослужение Вадим Василий Комарницкий Великий Пост владыка всенощное бдение губернатор День Победы епархия епископ Максимилиан женская православная гимназия Знаменский собор ИГУ иерей Иннокентий Иркутский Иркутск Иркутская епархия Иркутская митрополия крестный ход Литургия литургия митрополит Вадим Митрополит Вадим молебен наркомания неупиваемая чаша Пасха Патриарх Кирилл Петра и Павла престольный праздник приход проповедь Проповедь протоиерей протоиерей Вячеслав Пушкарев протоиерей Каллиник Подлосинский Рождество Саянская епархия святитель Иннокентий Святитель Иннокентий Серафим Саровский Сияние России собор Богоявления Стефан Бажков сурдоперевод Тельма Торжество Православия Успенский храм хиротония хор Знамение храм часовня Шелехов