26.11.2009 |
Ростислав Румянцев
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ (Где скончался святитель Иоанн Златоуст?) Здесь, в дали от шумных городов, под покровом великих святых мужей душа оживает. Мир и радость нисходят сердце, и, кажется, сама прекрасная девственная природа вслед за Вселенским учителем произносит: «Слава Богу за всё…»
На задворках двух империй
Небольшое, ныне опустевшее в современной Абхазии селение Каманы находится в 15-ти километрах от Сухума. Христианская история связывает его с именами двух великих святых. Здесь в 407 году, на пути из Кукуза в конечный пункт ссылки – Питиунт ( ныне Пицунда), окончил свои дни Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст, а в IХ веке состоялось третье обретение главы его небесного покровителя – Иоанна Претечи. Взору путешественника открывается в Каманах необычная картина. По дну глубокого ущелья течёт стремительная Гумиста. На её берегу в окружении лесистых гор расположился монастырь начала ХХ века. Эта обитель принадлежала Православной Церкви в России, именовалась она Василиско-Златоустовский женский общежительный монастырь. Когда-то здесь проживали более ста насельниц, на средства обители содержались больница и школа для абхазских девочек-сирот. В 2001 году, после долгого перерыва, монашеская жизнь возобновилась, теперь это мужской монастырь Иоанна Златоуста с немногочисленными пока насельниками. Каманам уже более 1700 лет, и можно сказать, что как такового города уже нет, но он ЕСТЬ и живет своей особенно промыслительной жизнью. Живет, потому что не оставил его Господь. Здесь, как и в древности, по прежнему служится Божественная литургия, звучит кампан (колокол) и живо шумят святые источники… И не смотря на то, что по чьему-то нерадению, оборванная где-то в лесу электролиния, за неимением у монастыря средств на ее восстановление (200 тыс. руб.), так и оставляет обитель без света и элементарных удобств, а сотовая связь здесь никогда не пробивалась. Жизнь, как и в далекие времена, остается здесь спасительной. Иначе бы не устремился сюда, куда не ходит никакой транспорт, и нет никакого снабжения, поток паломников из многочисленных уголков бывшей советской «империи» и из дальнего зарубежья. Затруднительно даже сказать, под чьим патронажем обитель находится. На Литургии поминается каталикоз Илия II Грузинский по дипломатическому статусу, священник за штатом из Московской патриархии, а покровительствует Высокопреосвященнейший Иов, митрополит Челябинский и Златоустовский. А в 2007г. обитель вместе с г. Златоустом отметила крупную дату: 1600-лет со дня кончины Иоанна Златоуста в Каманах.
Так, где же скончался святитель?..
Место кончины святителя Иоанна Златоуста долгое время оставалось загадкой. Свидетельства современников и поздних историков заставляли долгое время придерживаться общепринятого мнения о том, что Златоуст умер в некоем городе Каманах, что близ Токката. Из церковно-исторической географии нам известны несколько городов, которые назывались Каманы. На карте азиатской части Римской империи, составленной по атласу Амбруаза Тартье (Париж, 1858г.), обозначены две Каманы. Камана Армянская в провинции Милитинской и Камана Понтийская в провинции Неокесарийской. В других источниках говорится о еще двух Каманах: о Каманах Памфилийских в провинции Сидской и о Каманах близ Гераклеополя в Среднем Египте. Но два этих последних пункта нас не могут интересовать, поскольку они не расположены в географическом отрезке между Кукусом и Питиунтом. В 1904 году в Российской Церкви проводились юбилейные торжества по случаю 1500-летия со дня кончины свт. Иоанна Златоуста. Тогда ещё датой кончины Златоуста ошибочно считалась 404, а не 407 г. В этой связи, по свидетельству А.В. Карташева, Св. Синод поставил задачу ученым «определить археологически место ссылки и смерти великого отца Церкви»(1) К великому сожалению по причине наступившего хаоса войны и революции (1914 – 1920 гг.) мы остались лишены открытий крупнейших исследователей по интересующему вопросу, и к нему с тех пор никто не возвращался. В наше время ново-афонский иеромонах Дорофей (Дбар)(2) в своей работе «История христианства в Абхазии..», убедительно доказывает состоятельность версии в пользу Каман Абхазских, на южных окраинах последней православной державы – Российской Империи. Исследователи неожиданно открыли миру Каманы Абхазские, как место кончины свт. Иоанна почти случайно, но как это случилось, поговорим после. А пока позволим себе напомним благочестивому читателю, какие события происходили в начале V в. в сердце могучей империи – Константинополе, приведшие Вселенского учителя церкви в Абхазию.
Что привело Вселенского учителя Церкви в Абхазию?
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395- 408 гг.), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия. Сосланный архиереями-еретиками, в Армении же, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питиус (Пицунду, в Абхазии).
Раньше Златоуста в Каманах уже были свои святые
Древние святые, как передает Минея(3) , Евтропий и Клеоник были родными братьями, племянниками св. Феодора Тирона (+ ок. 306 г., память 17 февраля/2 марта) и пострадали за Христа вместе со св. мучеником Василиском в Амасии Понтийской (Малая Азия) около 308 г. После мученической кончины св. Феодора Тирона они находились в заключении и своей проповедью привели к христианской вере многих язычников, бывших с ними в темнице. За смелое исповедание Христа святые были преданы на мучения: тела их терзали железными когтями, раны поливали уксусом и посыпали солью, обливали св. мучеников кипящей смолой, но они, будучи утешены явлением Господа Иисуса Христа и Ангелов, с радостью переносили жестокие пытки. Воины и многие из стоявших поблизости людей также сподобились видеть Спасителя. Правитель предлагал им только публично принести жертвы языческим богам, а в душе оставаться христианами, но не получил желаемого. Тогда на следующий день мучеников привели в языческий храм, чтобы насильно заставить их принести жертвы. По молитве святых началось землетрясение, стали рушиться стены храма, а с ними разбилось и изображение богини Артемиды. На другой день, 3 марта, святые Евтропий и Клеоник были распяты, а св. мученик Василиск после жестоких мучений был усечен мечом 22 мая в г. Каманах, в Понте.
Как святитель Иоанн Златоуст встретился с мучеником Василиском
Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца, и в дождь и в зной, совершал свой последний переход. В Каманах силы оставили его. У склепа святого Василиска (+ ок. 308, память 22 мая), утешенный явлением мученика, причастившись Святых Таин, вселенский святитель отошел ко Господу. Вот какие подробности передает нам его современник и друг Палладий, епископ Еленопольский: «Солдатам, которые должны были сопровождать Златоуста в новое место заточения, было дано понять, что если святитель умрет от изнеможения по дороге в Питиунт, они получат большую награду. Конвой вел Златоуста под проливным дождем и палящим солнцем в течении трех месяцев, пока они не достигли Каман. Затем конвой, вместе со Златоустом пройдя город Каманы «как переезжают мост», остановились на ночлег в 5-6милях оттуда, в маленьком храме муч. Василиска». Далее Палладий описывает явление Василиска, который говорил Златоусту: «Надейся, Иоанн, брат мой, завтра мы будем вместе с тобой». Мученик Василиск явился также пресвитеру этой церкви или мартирия и повелел ему «приготовить место для нашего брата Иоанна, ибо он идет сюда». Утром, несмотря на все просьбы пресвитера к конвою остаться хотя бы «до пятого часа», конвой уходит со Златоустом. Но, когда они прошли около 30 стадий, Златоусту вдруг стало плохо и конвой быстро возвратился в мартирий мученика Василиска, где святитель Иоанн, приобщившись Св. Даров и произнося знаменитые слова «СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ», отошел ко Господу. Это произошло 14 сентября 407 г. Златоусту было 52 года. Останки свт. Иоанна были помещены здесь в мартирии в Каманах рядом с могилой мученика Василиска.
Но эти Каманы, в Абхазии – все же особые!
В ноябре 1884 г. в Абхазию из Константинополя прибыл греческий ученый-археолог Константин Вриссис. Он на основании найденной им в одной из европейских библиотек пергаментной рукописи, датируемой 895г., пришел к выводу, что свт. Иоанн Златоуст скончался в Каманах Абхазских недалеко от Сухума, древнего Себастополиса. По началу об этом говорили с большой осторожностью. Оказывается, по словам исследователей, до наших дней или не дошли, или вовсе не было таких работ, где бы тщательно рассматривалась вышеуказанная проблема.(4) Но дополним рассказ общеизвестными свидетельствами древних авторов о свт. Иоанне Златоусте. Приведем лишь некоторые. Младший современник Сократа Ермий Созомен в своей «Церковной истории», о кончине Златоуста передает, что «…враги Иоанна в Константинополе придумали клевету и приверженцам его, как бы вредившим заграничной власти, приготовили позорную ссылку, а для самого Иоанна им удалось утроить по решению императора переселение в отдаленный Питиунт; вскоре явились солдаты и исполнили это распоряжение. Говорят, что Иоанн, увезенный ими, на пути предусмотрел день своей кончины, т.к. в армянском городе Каманах ему явился мученик Василиск. Здесь же, не имея сил для продолжения пути, вследствие головных болей и не будучи в состоянии выносить солнечных лучей, он скончался от болезней». Но что для столичных жителей Армения и Абхазия, - все едино, провинция далекая и дикая. Феодорит, еп. Кирский, сообщает о кончине святителя более подробно: «По прошествии немногих месяцев (после возвращения свт. Иоанна в Константинополь из первого изгнания – авт.), - пишет Феодорит, - они (враги Златоуста) снова собрались и опять произнесли осуждение… Таким образом, созвав второй собор, враги не находили нужды в суде, но, убедив царя, что решение над Иоанном закончено и праведно, не только изгнали его из того города, но и послали в один большой и пустынный городок Армении, которого имя Кукус, на пределы Понта и Римской империи, на границу с самыми дикими варварами. Но человеколюбивый Господь не допустил победоносного подвижника вселить в то скопище; ибо, по прибытии в Каманы, переселил его в жизнь нестареющую и безначальную. Благоподвизавшееся же тело его было положено близ гроба мученика Василиска, согласно с повелением, которое дал через сновидение самый этот мученик»(5). Позднее сведения Феодорита Кирского были повторены и Евагрием Схоластиком. Из агиографических сочинений авторов «Жития» святителя наибольший интерес представляет труд Палладия, еп. Еленопольского, от которого впоследствии и отталкивались в своих письмах все остальные сочинения. Палладий, еп. Еленопольский, автор известного «Лавсаика», был одним из друзей Златоуста, как ранее упоминалось. Император Аркадий в одно время отправил его в ссылку, как сторонника свт. Иоанна. Вот что он пишет: Свт. Иоанн Златоуст, после вторичного его удаления с Константинопольской кафедры, был сослан в Кукус. Однако враги Златоуста, видя, что сторонники изгнанного святителя, в том числе и иерархи, собрались вокруг него здесь, в маленьком Кукусе, вновь ходатайствуют перед импер. Аркадием о ссылке Златоуста в другое, более отдаленное место. Император дает свое согласие на изгнание святителя Иоанна в Питиунт (совр.- Пицунда), в совершенно пустынное место у цанов.
Общая картина стала проясняться к концу ХIХ в.
Итак, вышерассмотренные источники рисуют нам следующую картину. Летом 404 г. свт. Иоанн Златоуст вторично смещен с Константинопольского престола и отправлен в ссылку. После высадки святителя на вифинский берег конвой ведет его по большой дороге из Халкидона в Никею Вифинскую. В Нике он узнает об императорском указе сослать его в Кукус, «небольшой и пустынной городок Армении» (Феодорит Кирский). Через год по прибытии в Кукус он переводится в Аравийскую крепость для безопасности от нападения исаврян. Затем приходит новое указание императора Аркадия об изгнании Златоуста в Питиунт (совр.- Пицунда). По пути от Кукуса и Арависсы в Питиунт летом 407г. святитель, изможденный трехмесячной дорогой, скончался в Каманах. (по Сократу в Каманах при Евксинском Понте, по Созомену в армянском городе Камане; по Феодориту, Евагрию и Палладию – просто в Каманах, без указания географической принадлежности этого города той или иной римской провинции)
Великое открытие и разительные подробности мучений святого узника
Вот что нам сообщает архим. Леонид (Кавелин) о вышеупомянутом нами ученом греке-археологе: «…мы получили из Ново-Афонского Симона - Кананитского монастыря известие о том, что в 1884 г. из Константинополя прибыл Константин Вриссис, и поведал им, что он, занимаясь церковной археологией, при помощи недавно открытой в одной из европейских библиотек пергаментной рукописи 895г., нашел точное указание места города Каманы, где скончался на пути в Питиус и был погребен св. Иоанн Златоуст в 407г. Господин Вриссис привез с собой и карту Восточного берега Черного моря, составленную им на основании найденных им «археологических добавлений». Из Сухума он взял проводника и отправился прямо на речку Гумисту, где в 12 верстах выше Сухума (древнего Севастополиса) на одном из притоков реки Гумисты, речке Гума (Кума) близ селения Гумми (ныне Михайловки); и действительно указал, руководясь своею картою, развалины древнего поселка и развалины большого храма, доселе малоизвестные и малоисследованные. Эти развалины, по его изысканиям, суть развалины города Каман или, точнее, Коуман и его храм во имя священномученика Василиска, где, как известно, были погребены в 407г. и мощи св. Иоанна Златоуста до их перенесения в Константинополь в 437г.». Нам известно, что свт. Иоанн в сопровождении конвоя из Кукус до Каман шел в течении трех месяцев. Последнее обстоятельство, по мнению некоторых исследователей, говорит в пользу Каман Абхазских. Архим. Леонид (Кавелин) писал «До сих пор полагали, что это Камана Понтийская значащаяся на древних картах на юг.-зап. от Трапезонта на реке Ирисе. Место это отстоит от Арабессы верст 150 не более. Как же, спрашивается, согласить это указание с тем известием, которое помещено в «Житии» св.Иоанна Златауста, что он находился в пути до Каман три месяца и веден был спешно, по жестокосердию одного из своих конвойных, не как святитель, а как самый простой узник». Остается допустить более чем вероятность сообщение Вриссиса, что местом и упокоения и погребения святителя была древняя Камана или Коумана в Абхазии. По карте Амедия Традье расстояние от сих двух пунктов будет в 1000 верст. Эта Камана и могла быть на пути в Питиус. Воины, сопровождавшие святителя, получившие тайное показание не щадить его в пути, могли избрать этот путь, т.е. на Каману в Абхазии, еще и потому, чтобы больше изнурить святителя и скорее довести его до смерти, чего не могло бы быть, если бы путь святителя был через Каману Понтийскую. Этот путь кратчайший и для узника-святителя был легчайшим. Плывя по воде, святителю-мученику не пришлось бы испытать той тяготы, которую он испытал, будучи доведен до крайнего изнурения от продолжительного безостановочного трехмесячного путешествия… Из «Диалога» Палладия, еп. Еленопольского мы помним, что Златоуста вели в спешке, не давая ему возможности передохнуть ни в одном городке, через которые им приходилось проходить. Задача, поставленная пред солдатами, сопровождавшими святителя была ясна: Златоуст должен умереть от изнеможения в пути. «Им (солдатам), - говорит А. Тьерри,- даже дали понять, что не особенно будут стоять за то, чтобы изгнанник непременно доехал до Питиунта, потому что путевые утомления собственно могут привести к тому же концу, как и казнь, и такая смерть даже поставила бы императора в менее неловкое положение.» Этот метод «казни» применялся часто. К примеру, так поступали с учеником преп. Максима Исповедника св. Анастасием Апокрисиарием. В своем письме к Феодосию Гангрскому о правителе Лазики он писал: «И водили они меня туда и сюда по всем названным странам семь месяцев, нагого, разутого и пешего; изнуренного и холодом, и голодом, и жаждою, желая, конечно, и меня так же удалить из сей жизни. Но не знаю, провидя о мне смиренном, все совершающий Своим спасительным Промыслом Бог до ныне сохранил меня в сей жизни, исполненной многих треволнений и бед». Поэтому, - говорит иеромонах Дорофей (Дбар)(6) , - мы согласны с тем, что свт. Иоанн вместе с конвоем, который вел его в спешке, и в течении трех месяцев (более 90 дней) они действительно могли добраться по суше до Себастополиса и затем до Каман Абхазских. Помимо этого в пользу Каман Абхазских говорят и предания абхазов, связанные с местом кончины свт. Иоанна. Они были зафиксированы в ХIХ и начале ХХ вв.
Почитание этого места святым местом абхазского народа с древних времен
Священник Александр Кременецкий, лично побывавший в Каманах, в 1908г. писал: «Нам передавали, что эти развалины с древних времен были в большом почете не только у христиан, но и у магометан, особенно абхазцев; небольшой холм, на котором расположен теперь монастырь, они называли горою святого «Иуана» (абхаз.), а развалины на этих холмах называли церковью святого Ивана; холм же в дали от монастыря называли горою святого Василиска, а развалины на нем церковью святого Василиска. Христиане и магометане часто приносили сюда больных, особенно детей, клали их на развалины и просили у святых Ивана и Василиска исцеления больных».
Святыни Василиско-Златоустовского монастыря
Гробница великого святителя
Главная монастырская святыня – каменная гробница великого святителя, в которой его нетленные мощи покоились в течение 30-ти лет до перенесения в Константинополь. По мнению Л.Г. Хрушковой саркофаг, ныне находящийся в Каманах, наравне с аналогичными саркофагами, обнаруженными в 1954г. в г. Сухум и в 1980г. в Пицунде, относится к раннехристианскому периоду времени(7) . Этот саркофаг, в котором в течение 30-ти покоились мощи свт. Иоанна Златоуста, в 1967г. из Каманского храма был перевезен в Сухумский кафедральный собор Благовещания Богородицы. В 1990г., после проведения восстановительных работ в Каманском монастыре, гробница Златоуста была вновь возвращена на прежнее место. Остались отголоски предания предков гурийцев, которые, как и другие жители Западной Грузии, посещали Каманы Абхазские, где находилась гробница свт. Иоанна, от которой проистекали многие чудеса.
Чудеса святителя Иоанна Златоуста
В 438 году Прокл, Патриарх Константинопольский (434 - 447 гг.), совершая Богослужение в храме святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя, в котором сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков. Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Каман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II (408 - 450 гг.) и от лица Церкви и народа просил его об этом. Император согласился и отправил в Каманы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи. Жители Каман глубоко скорбели о том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться царскому указу. Когда же императорские посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император, в раскаянии, написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Каманах, близ Пицунды). Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: “Прими престол свой, отче!” — и Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес “Мир всем!”(8)
Аналойная икона святителя Иоанна Златоуста с частицей мощей
Среди других святынь – аналойная икона Иоанна Златоуста с частицей его мощей. Ныне мощи Иоанна Златоуста можно повстречать в православных храмах всего мира. Но прежде чем покинуть берег Черного моря, они побывали в наибольшем из близлежащем граде Пицунде, месте ссылки святого, т.к. местные жители уже почитали его за святого, и там находилась епископская кафедра.
Святитель с ангелом своим Предтечею
Когда Иоанн Златоуст бесстрашно обличал царский константинопольский двор и царицу Евдоксию (за что, главным образом, и оказался в ссылке), перед его глазами был высокий пример его небесного покровителя Иоанна Предтечи. Пророк так же пострадал от царя Ирода, обличая его неправедную жизнь. В Каманах эти два великих имени, как и на небесах, соединяются. Место третьего обретения главы Иоанна Крестителя находится в 2-х километрах от монастыря. В VIII веке, во времена иконоборчества, благочестивые христиане привезли эту святыню их Константинополя и спрятали высоко в горах.
Третье обретение главы Иоанна Предтечи(память 25 мая по старому стилю)
После второго обретения честная глава была перенесена в Константинополь, а во время иконоборческой ереси привезена в Каманы и скрыта там, в земных недрах до времени царствования св. Феодоры (+ ок. 867 г.; память 11/24 февраля) и сына ее Феофила. После восстановления Православия святителю Игнатию, патриарху Константинопольскому, было открыто в видении место, где скрыта святыня. Честная глава Предтечи была в третий раз обретена в указанном месте около 850 г. По преданию, глава Иоанна Крестителя находится в Дамаске.
Другие святыни монастыря
Среди прочих святынь – образы Иоанна Крестителя. «Достойно замечания то, что на древней иконе Пицундской, - оставил свидетельство нам в ХIХ в. А.Н. Муравьев, - святитель всегда пишется с ангелом своим Предтечею по сторонам Божьей Матери». Глава Иоанна Крестителя на блюде, сделанная из дерева. Икона Иверской Божией Матери – покровительницы этой земли. Особо чтимая в Абхазии икона «Избавительницы». Иконы главы святителя Иоанна Златоуста и Вселенских учителей. Иконы мученика Василиска.
Чудотворный источник мученика Василиска
Чудотворный, очень холодный источник святого Василиска находится в получасе ходьбы от монастыря. Молодой римский воин, память которого совершается 4 июня, племянник св. Феодора Тирона, был замучен язычниками в 308-м году. Даже в безбожное время к этому источнику приезжали верующие со всего Советского Союза. Многие, омывшись в его святых водах, получали скорую молитвенную помощь чудотворца и исцеление от душевных и телесных недугов.
Храм Василиска Каманского
Крутая горная тропа ведет к храму IVв. Василиска Каманского. Именно здесь, причастившись Святых Христовых Тайн, предал свою душу Господу Иоанн Златоуст. До нашего времени дошли только фрагменты стен этой древней базилики. Но недавно на ее месте появился новый сосновый сруб – миниатюрная церковь с голубой крышей, которая хорошо видна с высоты гор.
Мартирий Василиска Каманского
Рядом могучий дуб пророс сквозь древний мартирий, покрыв его своей сенью. Здесь под спудом покоятся мощи муч. Василиска. Их неоднократно пытались извлечь, но всякий раз столп пламени вырывался из-под земли, пугая людей и убеждая их в отсутствии Божией воли на обретение святыни. Здесь же находилась высеченная из камня гробница Иоанна Златоуста. Незадолго до смерти святителя муч. Василиск явился ему во сне и сказал: «Мужайся, брат Иоанн, завтра мы будем вместе!». Наутро, как говорит предание, Иоанн Златоуст облачился в светлые одежды и, отслужив последнюю Литургию, предстал перед тем, к Кому стремился всю свою жизнь… Произошло это 27 сентября, в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста. У Господа нет случайностей – Вселенский учитель с честью пронес по жизни свой тяжелый святительский крест. Последними его словами, несмотря на многие перенесенные страдания, были: «Слава Богу за все!». В ХХ веке эта фраза стала крылатой в России…
Святое место Третьего обретения главы Иоанна Предтечи
На территории монастыря и по дороге можно встретить карту-схему пути следования к месту Третьего обретения главы Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Два пути: по тропе и по дороге. Но сходить с дороги нельзя, предупреждают саперы! Со времен войны с Грузией остались еще не разминированные снаряды в лесу, можно случайно наткнуться… Примерно через полвека, после прекращения иконоборческой ереси, глава Иоанна Крестителя была обретена и возвратилась в царствующий град. Ныне перед священной нишей в скале, где много веков назад покоилась глава Крестителя, в дни его памяти служатся молебны. Паломники обязательно читают здесь акафист Иоанну Предтече. Молятся о себе и своих близких, благодарят за то, что по его молитвам Господь позволил им совершить это удивительное путешествие.
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ
«Ты оживил меня и привел в восторг тем, что, сообщая печальные известия, присоединил к ним изречение, которое надобно прилагать ко всем случайностям в жизни, - сказав: «Слава Богу за все». Это изречение – роковой удар диаволу. Кто его употребляет, для того оно величайший залог неприкосновенности и радости среди всякого рода опасностей. Как только произнесешь его, мгновенно разгоняются облака печали. Не переставай же повторять его всегда и учи других употреблять его во всех случаях…» (Иоанн Златоуст. Из письма к Пеанию. Кукуз, 404г.).
_________________ Примечания:
1. А.В.Карташев, 1994, с.183. 2. Ирм. Дорофей (Дбар), «История христианства в Абхазии в первом тысячилетии», «Стратофил»,Н.Аф., 2005. 3. Житие святителя Иоанна Златоуста, Минея, «Ноябрь», М., 1986г. 4.архим. Леонид (Кавелин), Абхазия и ее христианские древности». 5. Феодорит, с.365-366. 6. Ирм. Дорофей (Дбар), «История христианства в Абхазии в первом тысячилетии», «Стратофил»,Н.Аф., 2005. 7. Л.Г. Хрушкова, 1984, с. 207-210. 8. Житие святителя Иоанна Златоуста, Минея, «Ноябрь», М., 1986г.
Фото Ростислава Румянцева |
|