25.02.2012 |
Масленица
В умах большинства населения нашей страны масленица связывается с обычаем сжигания чучела, прыганием через костры, лазаниями за подарками по столбам, веселием. При этом люди, как правило, совершенно уверены в истинном православии этих обычаев. И не многие отдают себе отчет в том, что много из вышеперечисленного к христианству не имеет практически никакого значения.
Масленичная неделя это подготовительная неделя перед началом Великого Поста, еще по-другому она называется сыропустной. Эта неделя сплошная, то есть - в течение недели нет постных дней в среду и пятницу. Она называется подготовительной по той причине, что должна подготовить людей ко вхождению во дни Великого Поста.
Если мы обратимся к уставу Православной Церкви, то увидим, что чем ближе начало Поста, тем постепенно увеличивается воздержание в пище, так например, на масличной неделе хоть и нет поста в среду и пятницу, но православные христиане уже не вкушают мясо, соответственно и веселие тоже должно быть умеренно. Не правильна такая мысль, что нужно наедаться, напиваться, нагуляться в последние дни перед постом. Наоборот нужно постепенно «затягивать пояса», чтоб войти в пост не резко, но постепенно - приготовленными. На этой неделе в среду и пятницу уже совершается постовое богослужение, читаются постовые молитвословия. Что тоже носит характер приготовления.
Обычай сжигания чучела на масленицу ничего общего не имеет с христианством. Скорее он нам напоминает древнюю форму язычества, а точнее так называемый анимизм. Это когда люди начинали приписывать неодушевленным вещам, таким как, например, солнцу, воде, камню, дереву и другим - душу. При этом ошибочно думать, что язычество древнее истинного богопочитания. В этом обычае просматривается, что олицетворяется время года – зима как некое живое существо или дух, которое если не сожжёшь его под образом чучела, то оно так и будет мучать людей холодом. Этот обряд заимствован от предков язычников. На Руси проблема двоеверия всегда существовала и достаточно остро. Дух язычества смешивался с христианскими обычаями, и получалась такая гремучая смесь, которая отравляла и продолжает отравлять наше общество.
Можно с осуждением говорить и о пьянстве, и распущенности, о безмерных увеселениях, в которых пребывают православные христиане в эти дни, о том, что не стараются быть на богослужениях, но со всем желанием бегут на игрища и празднования.
Дорогие братья и сестры не осуждается веселие доброе, но безмерное и безвременное! Осуждаются обычаи не православные, но языческие! Православный христианин, в первую очередь, стремится попасть в храм на службу, а не на гулянье, тем более в преддверие Поста. Поэтому приходите в храмы, приносите покаяние Богу, готовьтесь к Великому Посту, укрепляйтесь, освящайтесь!
Иерей Дмитрий Лобов