25.02.2012

Масленица

В умах большинства населения нашей страны масленица связывается с обычаем сжигания чучела, прыганием через костры, лазаниями за подарками по столбам, веселием. При этом люди, как правило, совершенно уверены в истинном православии этих обычаев.  И не многие отдают себе отчет в том, что много из вышеперечисленного к христианству не имеет практически никакого значения.

Масленичная неделя это подготовительная неделя перед началом Великого Поста, еще по-другому она называется сыропустной. Эта неделя сплошная, то есть - в течение недели нет постных дней в среду и пятницу. Она называется подготовительной по той причине, что должна подготовить людей ко вхождению во дни Великого Поста.

Если мы обратимся к уставу Православной Церкви, то увидим, что чем ближе начало Поста, тем постепенно увеличивается воздержание в пище, так например, на масличной неделе хоть и нет поста в среду и пятницу, но православные христиане уже не вкушают мясо, соответственно и веселие тоже должно быть умеренно. Не правильна такая мысль, что нужно наедаться, напиваться, нагуляться в последние дни перед постом. Наоборот нужно постепенно «затягивать пояса», чтоб войти в пост не резко, но постепенно - приготовленными. На этой неделе в среду и пятницу уже совершается постовое богослужение, читаются постовые  молитвословия. Что тоже носит характер приготовления.

Обычай сжигания чучела на масленицу ничего общего не имеет с христианством. Скорее он нам напоминает древнюю форму язычества, а точнее так называемый анимизм. Это когда люди начинали приписывать неодушевленным вещам, таким как, например, солнцу, воде, камню, дереву и другим - душу.  При этом ошибочно думать, что язычество древнее истинного богопочитания.  В этом обычае просматривается, что олицетворяется время года – зима как некое живое существо или дух, которое если не сожжёшь его под образом чучела, то оно так и будет мучать людей холодом. Этот обряд заимствован от предков язычников. На Руси проблема двоеверия всегда существовала и достаточно остро. Дух язычества смешивался с христианскими обычаями, и получалась такая гремучая смесь, которая отравляла и продолжает отравлять наше общество.

 Можно с осуждением говорить и о пьянстве, и распущенности, о безмерных увеселениях, в которых пребывают православные христиане в эти дни,  о том, что не стараются быть на богослужениях, но со всем желанием бегут на игрища и празднования.

Дорогие братья и сестры не осуждается веселие доброе, но безмерное и безвременное! Осуждаются обычаи не православные, но языческие! Православный христианин, в первую очередь, стремится попасть в храм на службу, а не на гулянье, тем более в преддверие Поста. Поэтому приходите в храмы, приносите покаяние Богу, готовьтесь к Великому Посту, укрепляйтесь, освящайтесь!

Иерей Дмитрий Лобов


Возврат к списку

алкоголизм архиепископ архиепископ Вадим архиерейское служение Архиерейское служение Благодатный огонь Богородица Богослужение Вадим Василий Комарницкий Великий Пост владыка всенощное бдение губернатор День Победы епархия епископ Максимилиан женская православная гимназия Знаменский собор ИГУ иерей Иннокентий Иркутский Иркутск Иркутская епархия Иркутская митрополия крестный ход Литургия литургия митрополит Вадим Митрополит Вадим молебен наркомания неупиваемая чаша Пасха Патриарх Кирилл Петра и Павла престольный праздник приход проповедь Проповедь протоиерей протоиерей Вячеслав Пушкарев протоиерей Каллиник Подлосинский Рождество Саянская епархия святитель Иннокентий Святитель Иннокентий Серафим Саровский Сияние России собор Богоявления Стефан Бажков сурдоперевод Тельма Торжество Православия Успенский храм хиротония хор Знамение храм часовня Шелехов