28.08.2012

Успение Божией МатериУспение Пресвятой Божией Матери

Успением Божией Матери завершается годовой  круг церковных  праздников.  Листая  православный календарь, мы словно погружаемся в далёкие  по времени, но близкие для каждого верующего сердца библейские события. Всем известно, что  Библия состоит их Ветхого и Нового заветов. Привычно произнося эти названия, мы   не всегда правильно  осмысливаем   их  значения.  У многих даже возникают сомнения: «Зачем нужен  Ветхий завет, если он «старый» и если есть Новый, то зачем знать про  то, что было прежде?»  

 Давайте начнём со слова «завет» и не будем  воспринимать его, как приказ о том, что  должно сделать. Это слово несёт в себе более широкий смысл.  Завет это завещание.  Люди передают  из поколения в поколение материальные сокровища,  а Премудрый Создатель даёт  нам заповеди любви,  предлагает нам   ключик, открывающий  чертоги вечности. Ведь на этом невещественном, духовном  основании держится всё мироздание и сама наша жизнь. Не так ли   ткётся ткань? Сначала закладывается основа, а потом плетётся многоцветие узора, внешние, нити сплетаясь с основой создают материю.  Ветхой  тканью мы называем ту, которая утратила свою  былую красоту и крепость. 

 Подобно этому,  Творец подарил нам прекрасный мир, а люди соблазнившись яркими ниточками - внешними, материальными проявлениями, пренебрегли основой и истлели, оторвавшись от Божественной любви. Бог, как любящий отец, не может допустить гибели своего создания и посылает в мир Своего Сына. О этом событии повествует нам   Новый завет.   Но, как мы, храним дорогие нашему сердцу   ветхие вещи, так и христиане хранят  Ветхий Завет, как основу свей веры , почитая Божественное откровение, вспоминая своих родоначаьников.

 Новый Завет  имеет ту же основу, тот же закон, но в нём происходят невероятные для материального мира события. В нём плоть обретает своё духовное содержание, в нём восстанавливается истинное предназначение человека. В Ветхом Завете рассказывается о том, как Бог, создав землю, повелел ей произвести  семя. В Новом Завете  Пречистая Дева Мария становиться новой землёй,  способной принять волю Божию.  Церковный год  начнётся с Рождества Богородицы и во все последующие дни    Церковь будет благодарить Предстательницу христиан, за то, что она первая из земных людей  со всей любовью  верой и смирением  выразила  то, что является целью нашего существования : «Се раба Господня, пусть будет мне по глаголу Твоему!»  Она,  приняв  Бога, позволила Ему освятить человеческую плоть.  Проходя через таинства Крещения, Миропомазания, Причастия, мы идём путём Богородицы,   соединяемся с  Любовью Нового Завета.

       Матерь Божия была для апостолов и всех верующих утешением. Она утверждала Христианскую Церковь своим словом, молитвой  назиданием. Благоговение к ней было чрезвычайное. Многие приходили даже из дальних стран, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.    « Она была Девою не только телом, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Её было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель…У Неё не было ничего сурового в очах, ничего неприличного в действиях. Телодвижения скромные. Поступь тихая, голос ровный… Она в беседах с другими сохраняла благоприличие. Не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершено безыскусственная, простая. Коротко сказать, во всех Её действиях обнаруживалась особая благодать». ((Епифаний Кипрский, 12 мая 403 г.)

     Жизнь её была тиха, так же тиха была  и её   смерть, которую  мы называем Успением. Богородице было открыто  скорый её  исход,  и весть эту она приняла с радостью.  Просила  лишь о том, чтобы Господь послал к ней апостола  Иоанна, а   свершилось большее.  Апостолы, словно птицы небесные, разлетевшиеся для проповеди по всему свету,  чудесным образом были собраны в Иерусалим, чтобы в последний раз  послужить Матери Божией.

   Настал третий час. Вокруг  пылало   множество свечей. Внезапно заблистал неизреченный Свет Божественной Славы, перед которым померкнул вещественный огонь. Верх помещения,  как бы исчез в лучах необъятного света, и сошёл Сам Царь Славы, окружённый Небесными Силами  и праведными душами праотцев и пророков. Увидев Своего Божественного Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея», - и поднявшись, поклонилась Ему. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала  душу в руки Своего Сына  Бога.

  Во время погребального  шествия ,  книжники и первосвященники, пылая ненавистью, завистью и мщением, послали своих слуг, чтобы те разогнали собравшихся, а тело Матери Божией сожгли. Иудейский священник Афония из ненависти хотел опрокинуть одр, но, тут же, лишился своих рук. В ужасе,  видя такое чудо, он раскаялся.  И тут же получив исцеление,   примкнул к сопровождавшим , с верою исповедуя величие Божией Матери. Лишь к вечеру апостолы смогли положить  пречистое тело во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. По усмотрению Божию, апостол Фома прибыл в Гефсиманию только на третий день после погребения. Он горько плакал перед пещерой, сожалея, что не удостоился последнего благословения Пресвятой Девы. Апостолы сжалившись над ним, решились отвалить камень от гроба, чтобы он смог поклониться святым останкам . Но открыв гроб, они  не  нашли в нём тела Пречистой Девы. Гроб был бессилен  удержать Матерь Господа. Верным ученикам Христовым было открыто её воскрешение. Вечером в тот же день, им явилась сама Божья Матерь и сказала: «Радуйтесь! Я с вами  - во  все дни». Апостолы в честь этого, подняли часть хлеба, в память Спасителя и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» И с того дня Матерь мире простирает Свой покров над грешной землёй. Она состраждет нам, молиться за нас. Доступная лишь немногим при Своей земной жизни, по Своём Успении Она стала доступна всем. Мы все даны её в сыны и дочери, отданы ей на попечение.

  Велико значение Богоматери для нас. С Неё началось обожение человеческой плоти, обновление истлевшего древнего мира. Она является для нас лествицей, которая возводит нас от земли на небо.  Последние годы Своей жизни Матерь Божия часто уединялась для молитвы и больше всего на Елеонскую гору. Она размышляла о ожидающей её смерти и о Своём вечном соединении с Божественным сыном. Она готовила Себя к смерти!

 Это указание к нам. Надо помнить, что в  Царство Небесное, где царят только любовь и, чистота и святость входят лишь те, кто во время земной жизни омыл свою греховную совесть слезами, кто подходит  к неизбежному рубежу с духовным богатством молитв и добрых дел, с огнём веры. С благоговением взирая на Святую кончину Богородицы, будем не только прославлять Её, но самое главное, извлекать полезные для нашего спасения уроки.

 Поздравляем всех с праздником дивного чуда - «в молитвах неусыпающей  Богородицы». Будем праздновать Успение Божией Матери духовно, готовясь усердно сами к переходу к будущей жизни. Пресвятая Богородице, спаси нас!

           Материал подготовила педагог- катехизатор  Гирёва Н.А.

      

 

        


Возврат к списку

алкоголизм архиепископ архиепископ Вадим архиерейское служение Архиерейское служение Благодатный огонь Богородица Богослужение Вадим Василий Комарницкий Великий Пост владыка всенощное бдение губернатор День Победы епархия епископ Максимилиан женская православная гимназия Знаменский собор ИГУ иерей Иннокентий Иркутский Иркутск Иркутская епархия Иркутская митрополия крестный ход Литургия литургия митрополит Вадим Митрополит Вадим молебен наркомания неупиваемая чаша Пасха Патриарх Кирилл Петра и Павла престольный праздник приход проповедь Проповедь протоиерей протоиерей Вячеслав Пушкарев протоиерей Каллиник Подлосинский Рождество Саянская епархия святитель Иннокентий Святитель Иннокентий Серафим Саровский Сияние России собор Богоявления Стефан Бажков сурдоперевод Тельма Торжество Православия Успенский храм хиротония хор Знамение храм часовня Шелехов