29.01.2013

Иерей Артемий Пономарев

О Тельминской церкви


19 августа 1734 г. письмо в Екатеринбург генералу-лейтенанту Вильму Ивановичу Де Телиму о продаже его преосвященству обретающиеся вниз по Ангаре реке в Иркутской провинции Тельминской заимки со всем заводом: «…от Нижнеудинска до Иркутска 490 верст. Проезжая это пространство, забываешь, что находишься в глубине Сибири, на отдаленнейшем востоке Азийского материка, за шесть тысяч верст от столицы. Дорога усеяна, можно сказать, селениями, и притом так устроенными и расположенными, что даже из российских губерний поставили бы их в первый разряд. К числу таковых селений принадлежат: Тулун, в котором 125 домов, Куйтун – 142 дома, Зиминское - 242, Залари – 81, Кутулик – 264, Черемхово – 229, Мальта – 200 и Биликтуй – 178 домов. На этом же пути, в 68 верстах от Иркутска, находятся Усольский соляной завод и Тельминская суконная фабрика. В первом из них 464 дома и 2944 души, во второй 550 домов и 3041 душа. Во всех сих местах церкви красивые, благоустроенные, а в Тельминской фабрике церковь можно назвать великолепною»

9 июня 1814 года в поселке при Тельминской фабрике была заложена каменная церковь. Вдохновителем ее строительства был директор фабрики, коллежский советник И.И.Соколовский. Строил ее Иоаким Иванович Шорин, из числа ссыльных мастеровых, приписанных к фабрике. Иконы были выписаны из Москвы. Освятили церковь 20 августа 1816 года во имя Казанской иконы Божией Матери. Для украшения церкви из Москвы выписали золотые вещи, образа и резную отделку иконостаса В верхнем ярусе колокольни ссыльным мастером Климовым были устроены часы с музыкальным механизмом, обращенные циферблатом на север, которые могли исполнять 12 музыкальных пьес. Снаружи церкви у парапета были сделаны две алебастровые фигуры ангелов с трубами, еще два таких же ангела стояли внутри храма на хорах. Каждый час механизм приводил фигуры в движение, поднимались трубы, и исполнялась определенная мелодия, Всего четыре года и 31918 рублей 31/2 копеек потребовалось на сооружение великолепного и монументального каменного храма.

На необычайно красивую Тельминскую Казанскую церковь сразу же обратили внимание проезжающие путешественники, писатели и ученые. Так в 1817 году иркутский писатель И.Т.Калашников писал: «К югу от директорского дома недавно выстроена отличная каменная церковь. Нельзя удивляться простоте и важности, которая представляется во внутренности церкви. Здесь нет ни испещренных альфреско стен, ни бесчисленных икон, которые, несмотря на должное к ним благоговение, уничтожают красивое целое; здесь во всем видно единственный, один господствующий белый цвет и все украшение состоит только в нескольких пилястрах, поддерживающих карниз, даже самый иконостас очень прост и не рассеивает внимания». А. Мартос в своей книге «Письма о Восточной Сибири», изданной в Москве в 1827 году, отметил Казанскую церковь: «Храм сей, поставлен на месте прекрасном... Колокольня издали делает пленительный вид». Видный историк П. А. Словцев в 1826 г. предсказывал: «Сей храм по достоинству наружного чертежа и по приличию внутреннего украшения, как и последнее устройство фабрики, надолго останутся в Сибири единственными».

Церковь по традиции поставили на самое высокое место, на холме, у подножия которого разлилось искусственное озеро. Выразительный, устремленный вверх, силуэт постройки отражается в его водах, создавая сказочную иллюзию зазеркалья. Компактная объемно-пространственная композиция, состоит из ряда соподчиненных цилиндрических объемов, объединенных открытой галереей, которая является своеобразным переходом от окружающего пространства к замкнутому интерьеру церкви. Главный объем храма в виде двухъярусной ротонды завершается полусферой, увенчанной круглым барабаном с изящной маленькой главкой, и дополняется четырьмя небольшими башенками. Над храмом, четырьмя башенками и апсидой - миниатюрные шаровидные главки на постаментах с восьмиконечными позолоченными крестами. С западной стороны к ядру вплотную примыкает устремленная вверх четырехъярусная колокольня, которая повторяет общий строй сооружения, но имеет в плане необычную эллипсоидную форму.

Тельминская Казанская церковь является выдающимся произведением зрелого классицизма и выделяется из круга провинциальных построек столичным уровнем архитектуры. Она представляет собой уникальный для Восточной Сибири пример церкви-ротонды, а также отличается выразительным, тонко проработанным самобытным декоративным оформлением фасадов и нестандартным интерьером светского характера. Это одна из немногих церквей, сохранившаяся почти в первозданном виде.

 

Литература:

Архиепископ Нил. Путевые записки. // Земля Иркутская. – 2000. -  № 14. – С. 39 - 40

Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 50. Оп. 7. Д. 516. Л. 4 а  об.)

Калинина И. В. Православные храмы Иркутской епархии XVII - начало XX века. Научно-справочное издание. М. «Галарт», 2006. с. 379-382.

О Тельминской церкви


Возврат к списку

алкоголизм архиепископ архиепископ Вадим архиерейское служение Архиерейское служение Благодатный огонь Богородица Богослужение Вадим Василий Комарницкий Великий Пост владыка всенощное бдение губернатор День Победы епархия епископ Максимилиан женская православная гимназия Знаменский собор ИГУ иерей Иннокентий Иркутский Иркутск Иркутская епархия Иркутская митрополия крестный ход Литургия литургия митрополит Вадим Митрополит Вадим молебен наркомания неупиваемая чаша Пасха Патриарх Кирилл Петра и Павла престольный праздник приход проповедь Проповедь протоиерей протоиерей Вячеслав Пушкарев протоиерей Каллиник Подлосинский Рождество Саянская епархия святитель Иннокентий Святитель Иннокентий Серафим Саровский Сияние России собор Богоявления Стефан Бажков сурдоперевод Тельма Торжество Православия Успенский храм хиротония хор Знамение храм часовня Шелехов