29.01.2013 |
19 августа 1734 г. письмо в Екатеринбург генералу-лейтенанту Вильму Ивановичу Де Телиму о продаже его преосвященству обретающиеся вниз по Ангаре реке в Иркутской провинции Тельминской заимки со всем заводом: «…от Нижнеудинска до Иркутска 490 верст. Проезжая это пространство, забываешь, что находишься в глубине Сибири, на отдаленнейшем востоке Азийского материка, за шесть тысяч верст от столицы. Дорога усеяна, можно сказать, селениями, и притом так устроенными и расположенными, что даже из российских губерний поставили бы их в первый разряд. К числу таковых селений принадлежат: Тулун, в котором 125 домов, Куйтун – 142 дома, Зиминское - 242, Залари – 81, Кутулик – 264, Черемхово – 229, Мальта – 200 и Биликтуй – 178 домов. На этом же пути, в 68 верстах от Иркутска, находятся Усольский соляной завод и Тельминская суконная фабрика. В первом из них 464 дома и 2944 души, во второй 550 домов и 3041 душа. Во всех сих местах церкви красивые, благоустроенные, а в Тельминской фабрике церковь можно назвать великолепною»
9 июня 1814 года в поселке при Тельминской фабрике была заложена каменная церковь. Вдохновителем ее строительства был директор фабрики, коллежский советник И.И.Соколовский. Строил ее Иоаким Иванович Шорин, из числа ссыльных мастеровых, приписанных к фабрике. Иконы были выписаны из Москвы. Освятили церковь 20 августа 1816 года во имя Казанской иконы Божией Матери. Для украшения церкви из Москвы выписали золотые вещи, образа и резную отделку иконостаса В верхнем ярусе колокольни ссыльным мастером Климовым были устроены часы с музыкальным механизмом, обращенные циферблатом на север, которые могли исполнять 12 музыкальных пьес. Снаружи церкви у парапета были сделаны две алебастровые фигуры ангелов с трубами, еще два таких же ангела стояли внутри храма на хорах. Каждый час механизм приводил фигуры в движение, поднимались трубы, и исполнялась определенная мелодия, Всего четыре года и 31918 рублей 31/2 копеек потребовалось на сооружение великолепного и монументального каменного храма.
На необычайно красивую Тельминскую Казанскую церковь сразу же обратили внимание проезжающие путешественники, писатели и ученые. Так в 1817 году иркутский писатель И.Т.Калашников писал: «К югу от директорского дома недавно выстроена отличная каменная церковь. Нельзя удивляться простоте и важности, которая представляется во внутренности церкви. Здесь нет ни испещренных альфреско стен, ни бесчисленных икон, которые, несмотря на должное к ним благоговение, уничтожают красивое целое; здесь во всем видно единственный, один господствующий белый цвет и все украшение состоит только в нескольких пилястрах, поддерживающих карниз, даже самый иконостас очень прост и не рассеивает внимания». А. Мартос в своей книге «Письма о Восточной Сибири», изданной в Москве в 1827 году, отметил Казанскую церковь: «Храм сей, поставлен на месте прекрасном... Колокольня издали делает пленительный вид». Видный историк П. А. Словцев в 1826 г. предсказывал: «Сей храм по достоинству наружного чертежа и по приличию внутреннего украшения, как и последнее устройство фабрики, надолго останутся в Сибири единственными».
Церковь по традиции поставили на самое высокое место, на холме, у подножия которого разлилось искусственное озеро. Выразительный, устремленный вверх, силуэт постройки отражается в его водах, создавая сказочную иллюзию зазеркалья. Компактная объемно-пространственная композиция, состоит из ряда соподчиненных цилиндрических объемов, объединенных открытой галереей, которая является своеобразным переходом от окружающего пространства к замкнутому интерьеру церкви. Главный объем храма в виде двухъярусной ротонды завершается полусферой, увенчанной круглым барабаном с изящной маленькой главкой, и дополняется четырьмя небольшими башенками. Над храмом, четырьмя башенками и апсидой - миниатюрные шаровидные главки на постаментах с восьмиконечными позолоченными крестами. С западной стороны к ядру вплотную примыкает устремленная вверх четырехъярусная колокольня, которая повторяет общий строй сооружения, но имеет в плане необычную эллипсоидную форму.
Тельминская Казанская церковь является выдающимся произведением зрелого классицизма и выделяется из круга провинциальных построек столичным уровнем архитектуры. Она представляет собой уникальный для Восточной Сибири пример церкви-ротонды, а также отличается выразительным, тонко проработанным самобытным декоративным оформлением фасадов и нестандартным интерьером светского характера. Это одна из немногих церквей, сохранившаяся почти в первозданном виде.
Литература:
Архиепископ Нил. Путевые записки. // Земля Иркутская. – 2000. - № 14. – С. 39 - 40
Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 50. Оп. 7. Д. 516. Л. 4 а об.)
Калинина И. В. Православные храмы Иркутской епархии XVII - начало XX века. Научно-справочное издание. М. «Галарт», 2006. с. 379-382.