08.09.2013 |
Второе обретение мощей Святителя Иннокентия Иркутского
«Светильниче Церкви пресветлый, озаривый лучами доброт своих страну сию…». Так начинается церковное песнопение, прославляющее память одного из величайшх святых Сибири – святителя Иннокентия Кульчицкого. Народная любовь к теплому молитвеннику и заступнику выразилась во множестве храмов в его честь. Почитание его вышло далеко за пределы Сибири – даже на далеком Афоне есть храм в честь святителя Иннокентия. Он построен выходцем из Иркутска, схимонахом Иннокентием Сибиряковым, принявшим постриг с именем святителя. Другим знаменитым последователем сибирского пастыря стал митрополит Московский Иннокентий, начавший свое служение в Иркутске как Иоанн Попов, и, идя по стопам своего великого предшественника, упокоившийся от трудов праведных в Троице-Сергиевой Лавре прославленным в лике святых со званием апостола Америки и Аляски.
По неисповедимым путям Господним, святителю, который должен был возглавить православную духовную миссию в Китай, пришлось остаться в Сибири и в январе 1727 г. принять епископское служение во вновь организованной Иркутской епархии, которой он руководил четыре года вплоть до своей смерти. За короткий срок ему удалось заложить основные направления, определившие в дальнейшем самостоятельное развитие здесь церковной жизни. В год смерти свт. Иннокентия в 1731 г. Иркутская епархия становится самой обширной в России, охватив площадь в 6,5 млн. кв. километров с 73 храмами и 7 монастырями.
Почил свт. Иннокентия 27 ноября (10 декабря) 1731 г. и был погребен в склепе под алтарем деревянной Тихвинской церкви Иркутского Вознесенского монастыря. В 1766 г. были обретены его чудотворные мощи. При ремонтных работах в алтаре обнаружилось, что мощи Владыки Иннокентия не только не пострадали от сырости, но его останки оказались нетленными. После многочисленных случаев исцеления у мощей святителя, иркутские жители в сентябре 1800 г. обратились к своему епископу Вениамину с ходатайством об их открытии. 1 декабря 1804 года Синод всенародно объявил о причислении Иннокентия к лику святых и установил 26 ноября днем его памяти. 8 и 9 февраля 1805 года в Иркутске проходили торжества перенесения мощей Иннокентия в соборную церковь Вознесенского монастыря, где они и хранились до 1921 года.
Революционный переворот 1917 г. поверг страну в смятение и хаос. Многовековые устои и традиции были попраны, благоговейное почитание святынь сменилось кощунственным равнодушием и агрессией. 24 января 1921 года иркутяне были потрясены надругательством над мощами святителя Иннокентия, совершенном в Иркутском Вознесенском монастыре. Рака с мощами была вскрыта и комиссия под председательством заведующего отделом здравоохранения Иркутского губревкома врача Л.Н. Федорова в составе ректора Иркутского Государственного университета профессора анатомии Бушмакина, профессора Иркутского Государственного университета по кафедре хирургии Симакевича и др. произвела осмотр мощей архиепископа Иркутского Иннокентия. Однако, безбожная власть, стремившаяся разоблачить монастырское чудо, была посрамлена: вместо восковой куклы или чучела, которую большевики хотели найти в раке, члены комиссии осмотрели настоящие, хорошо сохранившиеся мощи, о чем они были вынуждены подписать акт.
«О вскрытии св. мощей не было известно до 11 час. утра 24 января, когда по улицам Иркутска от имени власти появились объявления, извещающие, что в 12 час. дня сего числа назначено вскрытие мощей Св. Иннокентия», – сообщается в протоколе вскрытия мощей Святителя, составленном представителями духовенства и верующих, присутствовавших при этом событии[i].
Вскрытие мощей было сделано неожиданно и для епархиальных властей. Высокопреосвященного Анатолия тяжелобольным срочно вызвали в Иркутский ревком и объявили ему постановление съезда о назначенном на сегодня освидетельствовании.
Кроме того, духовенству не позволили отслужить молебен. Лишь после настойчивых просьб дали несколько минут для краткого моления. После медицинского освидетельствования мощи святителя остались в храме в обнаженном виде на столе.
«Ни положить мощи обратно в раку, ни прикрыть их наготу, ни даже совершить вечернее богослужение, а на завтра утреню и литургию в соборном храме председателем Комиссии Рютиным и представителем Революционного Комитета Букатым, несмотря на усиленные просьбы представителей духовенства и преосвященного Епископа Бориса, не было разрешено – и на вопрос духовенства – чем это вызывается, – был категорический ответ Рютина: «Об этом позвольте знать нам»»[ii].
Кощунственное надругательство над святыней привело к волнениям среди иркутян: «Неслыханные толпы народа беспрерывною волною движутся из Иркутска к обители, и здесь с необычным религиозным подъемом всенародно поются молебны и акафисты Святителю; глава, руки и ноги Его лобызаются, обливаются слезами оскорбленных. Начиная с 12/25 января Ир-
1 Протокол вскрытия Святых мощей Святителя Иннокентия 1-го Епископа Иркутского, Чудотворца, составленный представителями духовенства и верующих г. Иркутска, присутствующих при вскрытии 11/24 января 1921 года // Архив РУ ФСБ РФ по Иркутской области. АУД № 19117. Л. 133. Протокол опубликован: Крючкова. Т. Новые свидетельства о вскрытии мощей Святителя Иннокентия // Земля Иркутская. (Иркутск). 2005, № 2 (28). C. 15–19.
2 Архив РУ ФСБ РФ по Иркутской области. АУД № 19117. Л. 134 об.
кутская пресса лихорадочно бьет набат по поводу происшедшего. Мощи Святителя именуются то мумией, то полусгнившим засушенным трупом, то разложившимся трупом и под[обное]. (Власть Труда); газета «Красный стрелок» цинично расточает выпады по адресу Святителя, воспевая ему кощуственный «канон». Газета «Набат» кричит о разоблаченных мощах и т. д.»[iii].
Иркутская ВЧК и губернские власти, боясь справедливого гнева сибиряков, ревностных почитателей своего небесного заступника, тайно отправляют его мощи в Москву. Здесь они поступают в распоряжение выставки-музея по охране здоровья Наркомздрава РСФСР, а оттуда переправляются в г. Ярославль.
В 1920–1930-е годы погибли многие иркутские архиереи, священнослужители, прихожане иркутских храмов, которые помнили и чтили Иркутского Чудотворца, и о пребывании его мощей в Ярославле было забыто. Сотрудники Ярославского историко-архитектурного музея заповедника также не знали, что именно у них находятся мощи св. Иннокентия. Одна из работниц музея, Елена Андреевна Анкудинова, в феврале 1991 г. рассказала иркутскому историку О.В. Бычкову, который много сделал для второго обретения мощей, следующее: «Кажется еще в начале 1988 г., когда шла подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси, какой-то один из западных «радио голосов» сообщил, что в Ярославле прячут от верующих мощи св. князей Феодора Смоленского, Давида и Константина Ярославских. Эти мощи были хорошо известны и атрибутированы. Их без лишних хлопот передали Православной церкви. Но рядом с ними находилась еще одна витрина с мощами, в ногах которой помещалась табличка: «Естественно мумифицированный труп человека». Кто это был – мы не знали. Мощи переходили просто из рук в руки, от одного хранителя к другому»[iv].
Музейные старожилы поведали Елене Андреевне, что мощи появились в Ярославле в 1939 г. в связи с открытием в храме Ильи Пророка антирелигиозного музея. Во время Великой Отечественной войны музей закрыли, а мощи оставались в церкви до начала 1960-х гг. Во времена хрущевских гонений в ярославских партийных «верхах» пошли разговоры о том, что и им следует внести свою лепту в борьбу с «культами». Храм Ильи Пророка, стоящий на центральной площади города, готовили к сносу. Мощи же всех святых собирались сжечь. Но Господь не попустил святотатства над мощами своих угодников. Нашлись среди музейных работников люди православные, крепкие духом, готовые претерпеть за веру Христову. Они-то, от греха подальше, под покровом ночи на руках перенесли все мощи в церковь Николы Надеина. Там и хранили их. По промыслу Божьему все годы пребывания святых мощей в Ярославле их упорно называли «Сибирской мумией». Священ-
нослужители высказывали предположение о том, что, возможно, это и
3 Архив РУ ФСБ РФ по Иркутской области. АУД № 19117. Л. 135.
4 Бычков О. Непопранная святость: к истории возвращения мощей святителя Иннокентия в Иркутск // Иркутская старина. Иркутск, 1994. Вып. 2. С. 12.
есть мощи свт. Иннокентия. В начале 1988 г. сотрудники Иркутского областного краеведческого музея, готовясь к выставке «Сокровища сибирских церквей в собрании музея», обнаружили и анатомическое описание мощей, и фотофиксацию процедуры их вскрытия в январе 1921 года. Копии с документов были сняты и высланы в Ярославский музей-заповедник, сотрудники которого подтвердили тождественность описания 1921 г. и «Сибирской мумии». 69 лет поругания и небрежения к святыне не смогли разрушить нетленные мощи свт. Иннокентия Иркутского. Члены двух комиссий и от 12 марта 1990 г., и от 9 августа того же года, люди светские, врачи, музейные работники, реставраторы, представители Ярославского Комитета по делам религии – все они были поражены крепости тела свт. Иннокентия. Медицинский акт от 9 августа 1990 г. фиксирует те же подробности, что находились в освидетельствовании 1921 года[v]. 18 августа 1990 г. мощи свт. Иннокентия из храма Николы Надеина, принадлежащего музею, были перевезены в Толгский Свято-Введенский монастырь. С благословения тогдашнего архиепископа Ярославского и Ростовского Платона, обнаженные мощи Святителя были покрыты архиерейской мантией. Монахини встретили святые мощи за воротами обители. Собравшиеся прихожане забросали дорогу цветами. Монахини приготовили и украсили гробницу. Надо отметить, что менее года перед этим событием в Толгском монастыре были явлены из-под спуда мощи свт. Игнатия Брянчанинова (1867 г.). После восстановления Покровской церкви монастыря его мощи некоторое время находились в буковом гробу, а затем переложены в новую раку. В освободившуюся гробницу и были положены вновь обретенные мощи Иркутского Святителя.
Но перевезти мощи из Ярославля в Иркутск оказалось непросто. Об этом написал бывший тогда священник Иркутской Крестовоздвиженской церкви о. Александр Белый, которому вместе со священником о. Сергием Кузнецовым иркутский владыка Вадим поручил выполнить это ответственное поручение: «Мытарства заключались в следующем. Чтобы привезти мощи в Иркутск, железнодорожные власти требовали справку СЭС и цинковый гроб! То обстоятельство, что по имеющимся документам человек отошел ко Господу в XVIII веке, никого из чиновников не смущало. Не помогло обращение и в вышестоящие инстанции, все разводили руками: дескать, такая инструкция… Обратились в авиационные перевозки – та же история… В конце концов, придумали следующее. Когда иркутский скорый поезд «Байкал» шел в Москву, на вокзале Ярославля мы встретились с начальником поезда. В двух словах объяснили, что нам необходимо перевезти в Иркутск некую древнюю святыню, имеющую большие размеры. Вид священнослужителей, видимо, внушил доверие бригадиру. Он предложил нам приобрести билеты в последний вагон обратного поезда, тогда последний тамбур будет в нашем распоряжении. Таким образом, необходимо было только дождаться, когда
поезд дойдет до Москвы и, развернувшись, отправится назад в Иркутск.
5 Там же. С. 14
Но в Москву «Байкал» не пришел. Как только поезд отъехал от Ярославля, на дороге перед ним произошла крупная авария, товарняк сошел с рельсов и шесть его вагонов ушли под откос. К счастью, никто не пострадал, но движение остановилось надолго.
Ничего не подозревая, мы готовились к отъезду. Фирменный поезд «Москва – Иркутск» должен был проходить через Ярославль ночью. Купили билеты в последний вагон, вечером служили последний молебен в Толгской обители, тепло попрощались с братией и насельницами и на монастырском «рафике» – к вокзалу. Потянулись долгие минуты ожидания, которые плавно перерастали в часы. Поезд опаздывал, но никакой информации добиться было невозможно. Спустя несколько часов, объявили прибытие. Держа гробницу в руках, в сопровождении игумена Евстафия и кое-кого из монастырской братии, вышли на перрон к остановке последнего вагона. К перрону медленно подползал грязный, побитый, ужасного вида поезд. Ничего общего с нашим голубеньким фирменным «Байкалом» этот поезд не имел. Мы решили, что это ошибка, что «Байкал» подадут на другой перрон или следом за этим «монстром». При этом ночь и полное молчание диспетчера. Беда заключалась в том, что из Москвы в Иркутск, вместо не пришедшего вовремя «Байкала», отправили другой поезд. Причем поездом этим оказался полуживой многострадальный экспресс «Дружба»: Москва – Ереван.
Из вагонов выглядывали заспанные, давно не бритые проводники кавказской наружности. Они, конечно, были недовольны, что приходится ехать в Сибирь. Мы стояли в недоумении. Наверное, не меньшее недоумение вид священнослужителей с «гробом» вызвал у проводника последнего вагона. Наконец, поезд тронулся, и в этот момент, интуитивно пришло ощущение, что происходит какая-то ошибка. Мы с гробницей отчаянно бросились за поездом, при этом крича: «Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас!». Наблюдавший за этой необычной картиной проводник сорвал стоп-кран. Далее началось что-то невероятное. Мы самовольно открыли последний тамбур, постелили приготовленные заранее два новеньких матраца и укладывали на них раку с мощами. Проводник пытался нам помешать, кричал, что его уволят и, указывая на гробницу, страшным шепотом ворчал: «Он же запахнет». Проводника отталкивали, а нас садили в вагон, причем, происходило это все очень быстро. Вагоновожатого удалось несколько успокоить сакраментальным словом: «Заплатим». Уже в вагоне, когда поезд тронулся, проводнику спокойно объяснили ситуацию. Он понял, армяне ведь тоже христиане. Более того, по его дальнейшему поведению чувствовалось уважение к Святыне.
Наш поезд недалеко отъехал от Ярославля. Впереди на дороге происходит крушение: и вновь товарняк уходит под откос, и вновь злополучные шесть вагонов, и вновь, к счастью, никто не пострадал… Нам казалось, что не поезд везет мощи, а мощи «везут» поезд»[vi].
6 Священник о. Александр Белый. Возвращение // Сибирь (Иркутск). 2005, № 1. С. 68 – 69.
Выехав из Ярославля 30 августа 1990 г. святые мощи прибыли в Иркутск 2 сентября. Поезд опоздал на 12 часов. Ровно в 12 часов ночи под праздничный перезвон всех колоколов гробница с мощами была занесена священниками Иркутской епархии на территорию Иркутского Знаменского монастыря. Сразу же начался молебен на возвращение мощей в Иркутск.
Спустя месяц иркутским краеведческим музеем был сделан драгоценный дар: архиерейские и погребальные одежды святителя, отобранные у Церкви после вскрытия мощей. Музей подарил Епархии парчовую фелонь, расшитую речным жемчугом и украшенную вызолоченными бляшками. Предание связывает эту реликвию с именем императора Петра I, который присутствовал на епископской хиротонии св. Иннокентия в Александро-Невской лавре и подарил ее святителю. Тушью на подкладе фелони церковно-славянской вязью выполнена надпись, гласящая, что в 1727–1731 годах ее носил св. Иннокентий. В музее оказались и плащаницы из раки св. Иннокентия, его архиерейская мантия, а также митра. Все это, включая поручи, епитрахиль, омофор и воздух были торжественно переданы Иркутской епархии 2 октября сотрудниками Иркутского краеведческого музея.
Знаменательным событием стало возвращение деревянного креста, который до разорения раки лежал в руке Святителя. В 1921 г. священнослужители чудом сохранили его, и передали в надежные руки. Спустя многие годы, крест с напутственной молитвой был отдан епископу Керченскому Анатолию, иркутянину по рождению, с завещанием по возвращении мощей св. Иннокентия в Иркутск возложить крест в длань святителя. После праздничной литургии в честь иконы Казанской Божией Матери 4 ноября 1990 г. крест был помещен в гробницу св. Иннокентия[vii].
С 1990 г. началось активное возрождение Иркутской епархии. Начали восстанавливаться старые храмы и возводиться новые. Осенью 1993 г. была возобновлена иноческая жизнь в Иркутском женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Знамение» – старейшей обители на территории Восточной Сибири.
В 2005 году Иркутская епархия праздновала 200-летие обретения св.мощей свт. Иннокентия Иркутского. В течение юбилейного года было проведено множество значимых мероприятий. В сентябре-октябре был проведен крестный ход с ракой св. мощей по кольцу железных дорог в вагоне-храме по маршруту Иркутск – Тайшет – Северобайкальск – Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск – Владивосток – Биробиджан – Благовещенск – Чита – Улан-Удэ – Иркутск. В юбилейный год была издана красочная книга «Первосвятитель Иркутский Иннокентий I (Кульчицкий)» и снят видеофильм «Святитель Иннокентий Иркутский».
В 2005 г. в Иркутской епархии произошло официальное возрождение Братства, приуроченное к празднованию 200-летия обретения мощей Святителя Иннокентия Иркутского.
Настоятель храма во имя святого великомученика
Пантелеимона г. Иркутска
3 сентября 2013 года