08.09.2013

Второе обретение мощей Святителя Иннокентия Иркутского
 

«Светильниче Церкви пресветлый, озаривый лучами доброт своих страну сию…». Так начинается церковное песнопение, прославляющее память одного из величайшх святых Сибири – святителя Иннокентия Кульчицкого. Народная любовь к теплому молитвеннику и заступнику выразилась во множестве храмов в его честь. Почитание его вышло далеко за пределы Сибири – даже на далеком Афоне есть храм в честь святителя Иннокентия. Он построен выходцем из Иркутска, схимонахом Иннокентием Сибиряковым, принявшим постриг с именем святителя. Другим знаменитым последователем сибирского пастыря стал митрополит Московский Иннокентий, начавший свое служение в Иркутске как Иоанн Попов, и, идя по стопам своего великого предшественника, упокоившийся от трудов праведных в Троице-Сергиевой Лавре  прославленным в лике святых со званием апостола Америки и Аляски.

По неисповедимым путям Господним, святителю, который должен был возглавить православную духовную миссию в Китай, пришлось остаться в Сибири и в январе 1727 г. принять епископское служение во вновь организованной Иркутской епархии, которой он руководил четыре года вплоть до своей смерти. За короткий срок ему удалось заложить основные направления, определившие в дальнейшем самостоятельное развитие здесь церковной жизни. В год смерти свт. Иннокентия в 1731 г. Иркутская епархия становится самой обширной в России, охватив площадь в 6,5 млн. кв. километров с 73 храмами и 7 монастырями.

Почил свт. Иннокентия 27 ноября (10 декабря) 1731 г. и был погребен в склепе под алтарем деревянной Тихвинской церкви Иркутского Вознесенского монастыря. В 1766 г. были обретены его чудотворные мощи. При ремонтных работах в алтаре обнаружилось, что мощи Владыки Иннокентия не только не пострадали от сырости, но его останки оказались нетленными. После многочисленных случаев исцеления у мощей святителя, иркутские жители в сентябре 1800 г. обратились к своему епископу Вениамину с ходатайством об их открытии. 1 декабря 1804 года Синод всенародно объявил о причислении Иннокентия к лику святых и установил 26 ноября днем его памяти. 8 и 9 февраля 1805 года в Иркутске проходили торжества перенесения мощей Иннокентия в соборную церковь Вознесенского монастыря, где они и хранились до 1921 года.

 Революционный переворот 1917 г. поверг страну в смятение и хаос. Многовековые устои и традиции были попраны, благоговейное почитание святынь сменилось кощунственным равнодушием и агрессией. 24 января 1921 года иркутяне были потрясены надругательством над мощами святителя Иннокентия, совершенном в Иркутском Вознесенском монастыре. Рака с мощами была вскрыта и комиссия под председательством заведующего отделом здравоохранения Иркутского губревкома врача Л.Н. Федорова в составе ректора Иркутского Государственного университета профессора анатомии Бушмакина, профессора Иркутского Государственного университета по кафедре хирургии Симакевича и др. произвела осмотр мощей архиепископа Иркутского Иннокентия. Однако, безбожная власть, стремившаяся разоблачить монастырское чудо, была посрамлена: вместо восковой куклы или чучела, которую большевики хотели найти в раке, члены комиссии осмотрели настоящие, хорошо сохранившиеся мощи, о чем они  были вынуждены подписать акт.

«О вскрытии св. мощей не было известно до 11 час. утра 24 января, когда по улицам Иркутска от имени власти появились объявления, извещающие, что в 12 час. дня сего числа назначено вскрытие мощей Св. Иннокентия», – сообщается в протоколе вскрытия мощей Святителя, составленном представителями духовенства и верующих, присутствовавших при этом событии[i].

 Вскрытие мощей было сделано неожиданно и для епархиальных властей. Высокопреосвященного Анатолия тяжелобольным срочно вызвали в Иркутский ревком и объявили ему постановление съезда о назначенном на сегодня освидетельствовании.

Кроме того, духовенству не позволили отслужить молебен. Лишь после настойчивых просьб дали несколько минут для краткого моления. После медицинского освидетельствования мощи святителя остались в храме в обнаженном виде на столе.

«Ни положить мощи обратно в раку, ни прикрыть их наготу, ни даже совершить вечернее богослужение, а на завтра утреню и литургию в соборном храме председателем Комиссии Рютиным и представителем Революционного Комитета Букатым, несмотря на усиленные просьбы представителей духовенства и преосвященного Епископа Бориса, не было разрешено – и на вопрос духовенства – чем это вызывается, – был категорический ответ Рютина: «Об этом позвольте знать нам»»[ii].

Кощунственное надругательство над святыней привело к волнениям среди иркутян: «Неслыханные толпы народа беспрерывною волною движутся из Иркутска к обители, и здесь с необычным религиозным подъемом всенародно поются молебны и акафисты Святителю; глава, руки и ноги Его лобызаются, обливаются слезами оскорбленных. Начиная с 12/25 января Ир-

 

1 Протокол вскрытия Святых мощей Святителя Иннокентия 1-го Епископа Иркутского, Чудотворца, составленный представителями духовенства и верующих г. Иркутска, присутствующих при вскрытии  11/24 января 1921 года // Архив РУ ФСБ РФ по Иркутской области. АУД № 19117. Л. 133. Протокол опубликован: Крючкова. Т. Новые свидетельства о вскрытии мощей Святителя Иннокентия // Земля Иркутская. (Иркутск). 2005, № 2 (28). C. 15–19.

2 Архив РУ ФСБ РФ по Иркутской области. АУД № 19117. Л. 134 об.

 

 

кутская пресса лихорадочно бьет набат по поводу происшедшего. Мощи Святителя именуются то мумией, то полусгнившим засушенным трупом, то разложившимся трупом и под[обное]. (Власть Труда); газета «Красный стрелок» цинично расточает выпады по адресу Святителя, воспевая ему кощуственный «канон». Газета «Набат» кричит о разоблаченных мощах и т. д.»[iii].  

Иркутская ВЧК и губернские власти, боясь справедливого гнева сибиряков, ревностных почитателей своего небесного заступника, тайно отправляют его мощи в Москву. Здесь они поступают в распоряжение выставки-музея по охране здоровья Наркомздрава РСФСР, а оттуда переправляются в г. Ярославль.

В 1920–1930-е годы погибли многие иркутские архиереи, священнослужители,  прихожане иркутских храмов, которые помнили и чтили Иркутского Чудотворца, и о пребывании его мощей в Ярославле было забыто. Сотрудники Ярославского историко-архитектурного музея заповедника также не знали, что именно у них находятся мощи св. Иннокентия. Одна из работниц музея, Елена Андреевна Анкудинова, в феврале 1991 г. рассказала иркутскому историку О.В. Бычкову, который много сделал для второго обретения мощей, следующее: «Кажется еще в начале 1988 г., когда шла подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси, какой-то один из западных «радио голосов» сообщил, что в Ярославле прячут от верующих мощи св. князей Феодора Смоленского, Давида и Константина Ярославских. Эти мощи были хорошо известны и атрибутированы. Их без лишних хлопот передали Православной церкви. Но рядом с ними находилась еще одна витрина с мощами, в ногах которой помещалась табличка: «Естественно мумифицированный труп человека». Кто это был – мы не знали. Мощи переходили просто из рук в руки, от одного хранителя к другому»[iv].

Музейные старожилы поведали Елене Андреевне, что мощи появились в Ярославле в 1939 г. в связи с открытием в храме Ильи Пророка антирелигиозного музея. Во время Великой Отечественной войны музей закрыли, а мощи оставались в церкви до начала 1960-х гг. Во времена хрущевских гонений в ярославских партийных «верхах» пошли разговоры о том, что и им следует внести свою лепту в борьбу с «культами». Храм Ильи Пророка, стоящий на центральной площади города, готовили к сносу. Мощи же всех святых собирались сжечь. Но Господь не попустил святотатства над мощами своих угодников. Нашлись среди музейных работников люди православные, крепкие духом, готовые претерпеть за веру Христову. Они-то, от греха подальше, под покровом ночи на руках перенесли все мощи в церковь Николы Надеина. Там и хранили их. По промыслу Божьему все годы пребывания святых мощей в Ярославле их упорно называли «Сибирской мумией». Священ-

нослужители высказывали предположение о том, что, возможно, это и

 

3 Архив РУ ФСБ РФ по Иркутской области. АУД № 19117. Л. 135.

4 Бычков О. Непопранная святость: к истории возвращения мощей святителя Иннокентия в Иркутск // Иркутская старина. Иркутск, 1994. Вып. 2. С. 12. 

 

есть мощи свт. Иннокентия. В начале 1988 г. сотрудники Иркутского областного краеведческого музея, готовясь к выставке «Сокровища сибирских церквей в собрании музея», обнаружили и анатомическое описание мощей, и фотофиксацию процедуры их вскрытия в январе 1921 года. Копии с документов были сняты и высланы в Ярославский музей-заповедник, сотрудники которого подтвердили тождественность описания 1921 г. и «Сибирской мумии». 69 лет поругания и небрежения к святыне не смогли разрушить нетленные мощи свт. Иннокентия Иркутского. Члены двух комиссий и от 12 марта 1990 г., и от 9 августа того же года, люди светские, врачи, музейные работники, реставраторы, представители Ярославского Комитета по делам религии – все они были поражены крепости тела свт. Иннокентия. Медицинский акт от 9 августа 1990 г. фиксирует те же подробности, что находились в освидетельствовании 1921 года[v]. 18 августа 1990 г. мощи свт. Иннокентия из храма Николы Надеина, принадлежащего музею, были перевезены в Толгский Свято-Введенский монастырь. С благословения тогдашнего архиепископа Ярославского и Ростовского Платона, обнаженные мощи Святителя были покрыты архиерейской мантией. Монахини встретили святые мощи за воротами обители. Собравшиеся прихожане забросали дорогу цветами. Монахини приготовили и украсили гробницу. Надо отметить, что менее года перед этим событием в Толгском монастыре были явлены из-под спуда мощи свт. Игнатия Брянчанинова (1867 г.). После восстановления Покровской церкви монастыря его мощи некоторое время находились в буковом гробу, а затем переложены в новую раку. В освободившуюся гробницу и были положены вновь обретенные мощи Иркутского Святителя.

Но перевезти мощи из Ярославля в Иркутск оказалось непросто. Об этом написал бывший тогда священник Иркутской Крестовоздвиженской церкви о. Александр Белый, которому вместе со священником о. Сергием Кузнецовым иркутский владыка Вадим поручил выполнить это ответственное поручение: «Мытарства заключались в следующем. Чтобы привезти мощи в Иркутск, железнодорожные власти требовали справку СЭС и цинковый гроб! То обстоятельство, что по имеющимся документам человек отошел ко Господу в XVIII веке, никого из чиновников не смущало. Не помогло обращение и в вышестоящие инстанции, все разводили руками: дескать, такая инструкция… Обратились в авиационные перевозки – та же история… В конце концов, придумали следующее. Когда иркутский скорый поезд «Байкал» шел в Москву, на вокзале Ярославля мы встретились с начальником поезда. В двух словах объяснили, что нам необходимо перевезти в Иркутск некую древнюю святыню, имеющую большие размеры. Вид священнослужителей, видимо, внушил доверие бригадиру. Он предложил нам приобрести билеты в последний вагон обратного поезда, тогда последний тамбур будет в нашем распоряжении. Таким образом, необходимо было только дождаться, когда

поезд дойдет до Москвы и, развернувшись, отправится назад в Иркутск.

 

5 Там же. С. 14

 

 

Но в Москву «Байкал» не пришел. Как только поезд отъехал от Ярославля, на дороге перед ним произошла крупная авария, товарняк сошел с рельсов и шесть его вагонов ушли под откос. К счастью, никто не пострадал, но движение остановилось надолго.

Ничего не подозревая, мы готовились к отъезду. Фирменный поезд «Москва ­– Иркутск» должен был проходить через Ярославль ночью. Купили билеты в последний вагон, вечером служили последний молебен в Толгской обители, тепло попрощались с братией и насельницами и на монастырском «рафике» – к вокзалу. Потянулись долгие минуты ожидания, которые плавно перерастали в часы. Поезд опаздывал, но никакой информации добиться было невозможно. Спустя несколько часов, объявили прибытие. Держа гробницу в руках, в сопровождении игумена Евстафия и кое-кого из монастырской братии, вышли на перрон к остановке последнего вагона. К перрону медленно подползал грязный, побитый, ужасного вида поезд. Ничего общего с нашим голубеньким фирменным «Байкалом» этот поезд не имел. Мы решили, что это ошибка, что «Байкал» подадут на другой перрон или следом за этим «монстром». При этом ночь и полное молчание диспетчера. Беда заключалась в том, что из Москвы в Иркутск, вместо не пришедшего вовремя «Байкала», отправили другой поезд. Причем поездом этим оказался полуживой многострадальный экспресс «Дружба»: Москва – Ереван.

Из вагонов выглядывали заспанные, давно не бритые проводники кавказской наружности. Они, конечно, были недовольны, что приходится ехать в Сибирь. Мы стояли в недоумении. Наверное, не меньшее недоумение вид священнослужителей с «гробом» вызвал у проводника последнего вагона. Наконец, поезд тронулся, и в этот момент, интуитивно пришло ощущение, что происходит какая-то ошибка. Мы с гробницей отчаянно бросились за поездом, при этом крича: «Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас!». Наблюдавший за этой необычной картиной проводник сорвал стоп-кран. Далее началось что-то невероятное. Мы самовольно открыли последний тамбур, постелили приготовленные заранее два новеньких матраца и укладывали на них раку с мощами. Проводник пытался нам помешать, кричал, что его уволят и, указывая на гробницу, страшным шепотом ворчал: «Он же запахнет». Проводника отталкивали, а нас садили в вагон, причем, происходило это все очень быстро. Вагоновожатого удалось несколько успокоить сакраментальным словом: «Заплатим». Уже в вагоне, когда поезд тронулся, проводнику спокойно объяснили ситуацию. Он понял, армяне ведь тоже христиане. Более того, по его дальнейшему поведению чувствовалось уважение к Святыне.

Наш поезд недалеко отъехал от Ярославля. Впереди на дороге происходит крушение: и вновь товарняк уходит под откос, и вновь злополучные шесть вагонов, и вновь, к счастью, никто не пострадал… Нам казалось, что не поезд везет мощи, а мощи «везут» поезд»[vi].  

 

6  Священник о. Александр Белый. Возвращение // Сибирь (Иркутск). 2005, № 1. С. 68­ – 69.

  

Выехав из Ярославля 30 августа 1990 г. святые мощи прибыли в Иркутск 2 сентября. Поезд опоздал на 12 часов. Ровно в 12 часов ночи под праздничный перезвон всех колоколов гробница с мощами была занесена священниками Иркутской епархии на территорию Иркутского Знаменского монастыря. Сразу же начался молебен на возвращение мощей в Иркутск.

Спустя месяц иркутским краеведческим музеем был сделан драгоценный дар: архиерейские и погребальные одежды святителя, отобранные у Церкви после вскрытия мощей. Музей подарил Епархии  парчовую фелонь, расшитую речным жемчугом и украшенную вызолоченными бляшками. Предание связывает эту реликвию с именем императора Петра I, который присутствовал на епископской хиротонии св. Иннокентия в Александро-Невской лавре и подарил ее святителю. Тушью на подкладе фелони церковно-славянской вязью выполнена надпись, гласящая, что в 1727–1731 годах ее носил св. Иннокентий. В музее оказались и плащаницы из раки св. Иннокентия, его архиерейская мантия, а также митра. Все это, включая поручи, епитрахиль, омофор и воздух были торжественно переданы Иркутской епархии 2 октября сотрудниками Иркутского краеведческого музея.

Знаменательным событием стало возвращение деревянного креста, который до разорения раки лежал в руке Святителя. В 1921 г. священнослужители чудом сохранили его, и передали в надежные руки. Спустя многие годы, крест с напутственной молитвой был отдан епископу Керченскому Анатолию, иркутянину по рождению, с завещанием по возвращении мощей св. Иннокентия в Иркутск возложить крест в длань святителя.  После праздничной литургии в честь иконы Казанской Божией Матери 4 ноября 1990 г. крест был помещен в гробницу св. Иннокентия[vii].

С 1990 г. началось активное возрождение Иркутской епархии. Начали восстанавливаться старые храмы и возводиться новые. Осенью 1993 г. была возобновлена иноческая жизнь в Иркутском женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Знамение» – старейшей обители на территории Восточной Сибири.

В 2005 году Иркутская епархия праздновала 200-летие обретения св.мощей свт. Иннокентия Иркутского. В течение юбилейного года было проведено множество значимых мероприятий. В сентябре-октябре был проведен крестный ход с ракой св. мощей по кольцу железных дорог в вагоне-храме по маршруту Иркутск – Тайшет – Северобайкальск – Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск – Владивосток –  Биробиджан – Благовещенск – Чита – Улан-Удэ – Иркутск. В юбилейный год была издана красочная книга «Первосвятитель Иркутский Иннокентий I (Кульчицкий)» и снят видеофильм «Святитель Иннокентий Иркутский».

В 2005 г. в Иркутской епархии произошло официальное возрождение Братства, приуроченное к празднованию 200-летия обретения мощей Святителя Иннокентия Иркутского.



7. Бычков О. Указ. соч. С. 16.

Архимандрит Фотий (Евтихеев),

Настоятель храма во имя святого великомученика

Пантелеимона г. Иркутска

 

3 сентября 2013 года

 

 

 

 


 

 


Возврат к списку

алкоголизм архиепископ архиепископ Вадим архиерейское служение Архиерейское служение Благодатный огонь Богородица Богослужение Вадим Василий Комарницкий Великий Пост владыка всенощное бдение губернатор День Победы епархия епископ Максимилиан женская православная гимназия Знаменский собор ИГУ иерей Иннокентий Иркутский Иркутск Иркутская епархия Иркутская митрополия крестный ход Литургия литургия митрополит Вадим Митрополит Вадим молебен наркомания неупиваемая чаша Пасха Патриарх Кирилл Петра и Павла престольный праздник приход проповедь Проповедь протоиерей протоиерей Вячеслав Пушкарев протоиерей Каллиник Подлосинский Рождество Саянская епархия святитель Иннокентий Святитель Иннокентий Серафим Саровский Сияние России собор Богоявления Стефан Бажков сурдоперевод Тельма Торжество Православия Успенский храм хиротония хор Знамение храм часовня Шелехов