15.04.2014

Священник Димитрий Лобов

По Божьему дару

Старец -  духовный наставник, руководитель.

На мой взгляд, такое явление как старчество возникает как дар Божий человеку за его любовь к Богу. Как ответ Божий на любовь человека. Старец – наполненный даров Духа Святого человек, который смотрит на мир по благодати (по Божьему дару) глазами Самого Бога. Старец – человек, который изучением судеб Божиих, деятельным исполнением Его заповедей преобразовал свой ум, чувства и волю по образу и подобию Божиию. Во Христа крестился, как говорят слова молитвы читаемой в Таинстве крещения, и во Христа облекся.

Любовь человека к Богу проявляется именно исполнением воли Бога: «кто Меня любит - заповеди Мои соблюдёт (Ин.14,23)». Много крещеных, но не все облеченные во Христа, не все доказывают свою принадлежность и любовь к Богу исполнением Его воли, не все в мире являют в себе Христа действующего и поэтому старчество это явление редкое. Старец же не сам от себя живет, но покорил себя воле Божией и через это в нем живет и действует Господь, как сказал об этом апостол: «уже не я живу, но живет во мне Христос (апостол Павел (Гал.2,20))». Любое слово старца это слово согласное со словами Христа, любое действие старца – подобное тому что делал Христос живя на земле, и даже более - любое действие старца на земле это есть действие Самого Христа живущего в старце, но и действие самого старца добровольно подчиняющего свою волю воле Христа в нем живущего, соглашающегося и принимающего  со всеми внушениями Духа Божьего и через то получающего вспоможение во всех делах от Бога, ибо Божественная благодать немотствующее укрепляет и оскудевающее восполняет. Происходит некое взаимопроникновение Божества и человека, но при этом Бог не становиться человеком и не терпит никакого изменения в Самом Себе, а человек переживает благодатное состояние, неземные ощущения касаются его сердца, он зрит на мир Очами Божиими, но при всем этом опускается до глубин смирения, и чем в большую глубину смирения он приходит, тем полнее становятся ощущения.  Но при этом старец четко дает себе отчет, что он есть прах и земля, зная, что если он припишет все эти действия самому себе, то все это отнимется от него и он рискует низвергнуться в бездну падения за то, что приписал себе действие благодати Божией. Собственно старцами и не становятся те, которые не пришли в состояние глубокого смирения и сознания себя первыми грешниками на земле. Ибо в священном Писании сказано: «Бог гордым противиться, а смиренным дает благодать(1Петр.5,5)».

Явление прозорливости, конечно же, тоже является даром Божиим человеку, праведнику. Оно никаким образом не является способностью самого человека, как многие привыкли так думать ибо зреть далекое бедующее может лишь тот, кто его видит и жизнь Которого простирается на бесконечное время, и даже выходит из временных границ. Человек, не прожив день или месяц или год, не может сам знать наперед что будет. Мы можем предполагать что либо, исходя из опыта, прогнозировать, либо вспоминать события, которые уже совершились. Только Бог, вечно живущий, Творец всяческих и единственный Всемогущий, еще, прежде чем сотворил мир, знал весь ход его истории и знает её завершение. Только Он видит историю как уже свершившуюся, как бы зрит из конца мира в его начало, только Он может открывать избранным Своим тайны будущего. Ни ангелу, ни человеку своими силами не дано постигать эти тайны, но  только по особому смотрению Божию: «никогда пророчество не произносилось само собою, но его произносили пророки движимые силой Божией (2Петр.1,21)». Бог, за чистоту жизни и любовь к Нему человека, дает избранному видеть судьбы людей и картину истории.

 Много в мире лжепророков которые вводят в обман и без того заблуждающихся людей и через то наносят большой вред. Священное Писание не раз строгими карами грозит человеку дерзающему испытывать своими силами бедующее. Запрещено под страхом проклятия обращаться к чародеям, гадателям, волхвам, прорицателям которые как бы через ограду как воры пытаются проникнуть в тайны Божии и обращаются к тому же к помощи врага рода человеческого и Божьего. Так в Библии описана страшная смерть царя Саула, которая явилась карой Божией за то, что он обратился к волшебнице, а не взыскал Бога(1Пар10).

 Есть только один законный способ заглянуть в бедующее - чтение Библии в которой нам Господом оставлены признаки его второго пришествия для того чтоб произвести суд над каждым из нас. Потому что только это и важно для человека чтоб приготовиться верою, покаянием в грехах и добрыми делами к суду Божию. Самый важный вопрос, который должен нас интересовать в жизни - сколько времени отвел для меня Господь для покаяния и сколько его осталось? Сколько времени у меня есть времени на то чтоб сделать добрые дела, которые будут ходатайствовать за меня о милости и совершенном прощении у Бога. Все остальное не так важно и значительно для человека. «Какая польза человеку - говорит Господь - если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф.8,36)».

Не нужно обращаться к гадалкам и прочим сомнительным людям для того чтоб узнать будущее, да и по другим причинам тоже ибо это является большим грехом. Нужно взыскивать помощи  Божией, почаще взывая к Нему в молитвах, посещая дом Его который является Церковью, стараться меньше грешить, приносить покаяние в совершенных уже грехах, а главное понуждать себя узнавать и исполнять заповеди Божии и тогда в душе поселиться надежда на милость Божию, прольется утешение от Бога, сделается легче жить, и просто само собой отпадет необходимость с пытливостью вникать и испытывать свою судьбу, потому что совесть будет говорить о совершающемся своем спасении.

 


Возврат к списку

алкоголизм архиепископ архиепископ Вадим архиерейское служение Архиерейское служение Благодатный огонь Богородица Богослужение Вадим Василий Комарницкий Великий Пост владыка всенощное бдение губернатор День Победы епархия епископ Максимилиан женская православная гимназия Знаменский собор ИГУ иерей Иннокентий Иркутский Иркутск Иркутская епархия Иркутская митрополия крестный ход Литургия литургия митрополит Вадим Митрополит Вадим молебен наркомания неупиваемая чаша Пасха Патриарх Кирилл Петра и Павла престольный праздник приход проповедь Проповедь протоиерей протоиерей Вячеслав Пушкарев протоиерей Каллиник Подлосинский Рождество Саянская епархия святитель Иннокентий Святитель Иннокентий Серафим Саровский Сияние России собор Богоявления Стефан Бажков сурдоперевод Тельма Торжество Православия Успенский храм хиротония хор Знамение храм часовня Шелехов