21.04.2015 |
Радоница – день молитвы и милостыни
Очень печальная картина разворачивается на наших кладбищах в Радоницу. Как бы не хотелось портить праздничное настроение, но в этот день есть о чем рассказать и подумать.
Сразу же, невооруженным взглядом, при первых шагах по кладбищу видно, сколько людей находится просто в невменяемом состоянии, - пьяном и развязанном. Накрыты столы, вокруг них собраны люди, по некоторым из них видно, что они уже давно забыли, где находятся и для чего собственно собрались. Реплики смеха, откровенный мат, пьянство и прочие непристойности уже давно завоевали крепкие позиции в этот святой день, и в таком сакраментальном месте как кладбище, - многие люди потеряли стыд и уважение как к своим усопшим так и к самим себе.
Складывается устойчивое впечатление, что Радоница для большинства людей - это повод, чтоб собраться поесть и выпить, а все христианское остается настолько в стороне, что даже вызывает раздражение. А ведь дни поминовения усопших это дни, в которые мы исполняем свой христианский долг по отношению к усопшим, это дни которые мы должны посвятить именно усопшим, а не себе в очередной раз, не своему чреву. Из общения с людьми на кладбище видно, что многие люди не знают и знать не хотят, как правильно нужно поминать, для них поесть и выпить куда приятнее, чем исполнять какой-то там свой христианский долг перед своими усопшими, даже и думать об этом и слышать не хотят, а то еще и с негодованием и презрением смотрят. И с прискорбием можно сказать про нас словами Христа: что бог наш – чрево и в жертву ему мы приносим свои христианские ценности и обязательства, а наши усопшие остаются без молитвы и Божьей помощи.
Первое дело, которое мы должны совершать в этот день это молиться за своих усопших, творить милостыню в их память, просить Бога, чтоб Он оставил им грехи, а потом уже остальное. Самая лучшая молитва это Церковная панихида, которую может отслужить любой православный священник.
Ни рюмки с водкой, ни блины, поставленные на могильные плиты, не приносят никакой пользы усопшим, а только боль и разочарование в невежестве своих родных. Однажды во сне к двум людям явился священномученик Василий и сказал им: «я за вас молюсь, а вы меня поливаете водкой и посыпаете пеплом сигарет» - не мы ли так же поливаем водкой могилы и оставляем на могильных плитах зажженные сигареты? Не наносим ли мы нашим умершим страданий через это? Надо оставить все эти дурные обычаи, могила это не мусорный бак.
Умершим не нужны ни сигареты не выпивки, ни еды и ни какие другие предметы нашей жизни, для тех, кто не понимает, объясню – тела уже нет - оно превратилось в прах и не может уже ни курить, ни пить, ни есть, осталась одна душа, которая ничего не может получить для себя без тела - ни сытости, ни веселья от выпивки, ничего. Единственная пища для души – молитва за нее к Богу и милостыня в память ее совершаемая. Поэтому надо об усопших в первую очередь молиться и творить милостыню.
Нужно понять - откуда идут корни традиции приносить еду на кладбище. Раньше её приносили, чтоб подавать милостыню нищим, которые в день поминовения усопших приходили на кладбище. Люди кормили нищих и просили их помолиться о своих усопших. А сейчас осталась форма без содержания, т.е. люди приносят еду, ставят на могилы и не знают зачем – «все так делают и я тоже» - это единственное вразумительное, что могут сказать, а затем это все начинает обрастать нелепыми суевериями, в которые люди начинают свято верить и до умопомрачения отстаивать. Незнание и равнодушие к тому чтоб узнать порождают глупое упорное невежество, которое сейчас проникло и поражает наше общество.
Как вы думаете, как смотрит Господь на то если поминают усопших водкой, если Священное Писание нас неоднократно предостерегает: «пьяницы Царства Божия не наследуют»? Нетрудно догадаться, что на такое поминание Господь смотрит с большим неодобрением – такое поминание-грех. Нужно оставить этот дурной обычай.
Ошибаются и показывают свое незнание истории те люди, которые говорят, что испокон веков на Руси поминали водкой. Не правда, этот обычай возник только в безбожное время советской власти, когда идеология учила людей, что нет ни Бога, ни бессмертной души и люди, обезверившись, стали топить свое горе и отчаяние в водке. Нам же, настоящим православным христианам, так поступать не подобает, мы не топим горе в вине, но радуемся о победителе смерти Иисусе Христе, верим в жизнь вечную и в прощение нам наших грехов Богом, верим, что наши близкие получают помощь от Бога, когда мы молимся за них, и мы не оставляем их своей любовью и заботой даже если их сейчас нет рядом.
Видно, что состояние нашего общества пагубное порок проникает во все части нашего естества, но мы способны переосмыслить свое отношение к происходящему. И если вдруг мы где-то делаем неправильно - нужно исправляться, нужно ломать в себе даже традиционность воспринятую от родителей, если эта традиционность кривая, не истинная. Мы должны признать, что и наши родители могли в чем-то ошибаться и они, наверняка, не будут обижены, если мы, их дети, будем избегать их ошибок, - любой родитель хотел бы чтоб его дети не совершали тех ошибок, которые совершил он. И если мы придерживаемся вышеперечисленных, неправильных традиций по причине того, что им научили нас наши родители, то мы должны понять, что там после смерти они (родители) уже поняли что научили нас не тому и не хотят чтоб мы так поступали.
Дай нам Бог научиться правильно, по-христиански поминать наших близких, чтоб не гневить своим поминовением ни их, ни Бога.
С уважением, священник Димитрий Лобов