12.06.2015 |
Возрождение от греха к праведности
Большинство из нас, посещающих сегодня храмы пришли в Церковь после того как многое время своей жизни прожили в неверии. Мы часто можем оказываться в таких ситуациях, когда наша воля бывает отличной от воли Божией, переданной нам апостолами и записанной ими в Священном Писании и Предании. В таких случаях мы имеем возможность наблюдать в себе «ветхого человека» - так называют святые пораженное грехом наше естество.
Примеры действия в нас ветхого человека мы видим в случаях, когда нас кто - то оскорбил или обидел и он в нас озлобясь, влечет нас к ответным действиям мести, а мы, вопреки его влечению, должны следовать слову Христа - хоть и с принуждением, но стараться не мстить, а, наоборот, помолиться за обижающего нас человека ибо Господь научил нас тому что нужно молиться за обижающих нас. Или же вот: мы испытываем трудности в материальных вещах и вдруг нас просят о помощи, то наш ветхий человек влечет нас к словам вроде тех что: «самому мало, иди прочь», сидит в нас чувством жадности, но мы должны преодолевать его в себе, несмотря на то, что и сами испытываем недостаток, вспомнить слова Христа о том, что просящему нужно дать - и помочь нуждающемуся чем можем, верить, что Господь нас не оставит. Во множестве других подобных ситуаций мы с вами сталкиваемся с нашим поврежденным внутренним человеком, с которым должны вступать в непримиримую борьбу.
Слушая Христа и следуя за Ним своими поступками, вопреки своему представлению - мы исправляем наши мысли, чувства и волю.
Во свете чистого и неповрежденного грехом слова Христова наш ветхий человек становиться нами виден и постижим, обнажается перед нашими глазами наше болезненное состояние, Господь нам показывает нашу болезнь и призывает нас на подвиг борьбы с ней. И мы должны всячески стараться исправлять свое сердце, очищать его от навыков и мнений которые мы наработали вне Церковной жизни. Конечно же, речь идет только о тех навыках и тех убеждениях, которые с уверенностью можно назвать не христианским. То же, что в нас образовалось согласное с нашей верой нужно взращивать и укреплять. Это и есть доступное для всех и самое главное дело, которое должен делать каждый христианин. Это и есть главное дело христианина, которое преподобный Ефрем Сирин назвал – подражанием Христу другие же - трезвением. Оно же со временем соединяет человека и Бога и делает человека – богоподобным, похожим на Христа, сыном по благодати, Богу приятным. Оно же в душе человека сеет Царствие Небесное и возводит в рай. Оно простое и всем доступное. Именно к нему нас призывает Господь, говоря - бодрствуйте и трезвитесь
Только нужно добавить, что это дело требует внимательного отношения к слову Божию и к себе, к тому, что мы думаем, чувствуем и желаем. Как и любое дело, подражание Христу требует упражнения в нем от которого впоследствии приходит навык и то, что некогда делалось с усилием, делается естественно и непринужденно. Поступая таким образом, человек качественно меняется и преображается. Христос, как говорят нам песнопения Церкви, пришел для того, чтобы падший восстановить образ, именно это и совершается в человеке. Трезвение же - это процесс, в течение которого происходит усилием самого человека и помощью, подаваемой от Бога благодати, это качественное изменение, возрождение от греха к праведности.
Надо сказать, что дело трезвения требует еще и веры от человека. Вера же заключается не столько в теоретических знаниях, сколько в доверии Богу. И, можно сказать, что насколько ты доверяешь Богу – настолько ты и веришь. Трезвение души требует самоотверженности и глубокого доверия Богу, без которого человек не сможет поступать по-христиански. Наша меркантильность не дает нам поступать по-христиански. Например, тот же вопрос о милостыне или посещении храма. Нам кажется, если я отдам сейчас деньги нищему то лишусь своей выгоды, а Христос говорит: «рука дающего не оскудеет», Сам обещает вознаградить; или в случае с посещением церковных служб: пойду на службу – кто будет обрабатывать огород? А священное Писание говорить, что кто будет заботиться о Божьем, о том позаботиться Господь. И вот в таких случаях чистая теория мало пользует человека, здесь нужно доверие, нужно пойти по направлению к Богу, поступить так, как Он хочет, чтобы мы поступали, сделать как бы шаг в никуда. И может статься так, что человек долго ходит в храм, а в христианской жизни не преуспевает потому, что не имеет доверия, а значит - не имеет веры.
Доверие же Богу не может иначе сложиться, кроме как из осознания того, что Бог тебя любит и как любящий заботится, чтобы у тебя все было хорошо. Если ты не понимаешь и не принимаешь, что Бог есть любовь, то ты и не доверяешь. Господи дай нам всем это понимание.
Вера души - это сокровище души. В ней наши чувства мысли и желания находят пристанище в море житейской суеты и беспокойства. Именно в ней мы черпаем духовные силы противостоять нарушающему наше спокойствие страху за нашу жизнь и жизнь близких нам людей.
Каждый человек в своей мере может преуспеть в христианской жизни, если будет исследовать свою веру, честно и внимательно относиться к тому, что в нем происходит и трудиться. Каждый человек может преуспеть в подражании Христу, если будет Его хоть как-то правильно понимать и любить. От того, насколько мы будем тщательны и внимательны в своей жизни, будет зависеть и решение Господа о нас во время второго Его славного пришествия, в которое Он будет судить мир.
Всем вам желаю спасения, доверия Богу и внимательного отношения к себе, спасайтесь братья и сестры.
Священник Димитрий Лобов