09.10.2015 |
Священник Димитрий Лобов
О христианском отношении к домашним животным
Скорби создание Мое
Твой господин не устоял в объятьях райской тверди.
И ты душа живая вслед за ним
Пойди, не ведая греха,
Чтоб разделить с ним чашу смерти.
Пусть видит он твой угасавший взгляд
Как твои члены коченеют
Пусть видит он, что мир его грехом распят
Страдает, мучается, тлеет.
И если любит он тебя
Пусть на своих глазах тебя теряет
И скорбь о том, что расстается навсегда
Пусть сердце муками терзает.
Отдай создание Мое
Отдай свое минутное дыханье
Отдай свой счастья краткий миг
Чтоб пробудилось покаянье.
Возможно, некоторым покажется, что тема, о которой я хочу сейчас порассуждать, мелочная и не стоит пристального внимания. Но давайте не будем спешить с выводами. Тема рассуждения это христианское отношение к домашним животным, к смерти домашних животных. В большинстве все мы или держим, или держали домашних животных и сильно к ним привязываемся и любим. Порой наша любовь к ним граничит с безумием, порой приносит невероятные страдания, и об этом хотелось бы говорить.
Любовь свойственна человеку, человек должен любить Бога, подобного себе человека и, конечно же, окружающий мир, тот дом с его обитателями, который дал нам Господь для жизни. Помним же и заповедь данную Адаму в раю: возделывать рай, и помимо того мы знаем, что Адам давал названия всем животным земли, таким образом участвовал в благоустроении мира. Если человек перестает любить и заботиться о мире, то это приводит его к разрушению. Итак, мы должны любить животных, заботиться и сохранять их, мы не можем, любя, не привязываться к ним, и это с нами происходит, и в этом нет ничего плохого, ибо что за любовь без привязанности? Мы должны смотреть на наш мир глубоко по-христиански, и тогда никакая привязанность не повредит человеку.
Обычно мы смотрим на наш мир и на животных как бы только на поверхность, но не глубоко. Христианство же нам открывает существующие глубины нашего мира. Христианство нам говорит, что наш мир это проекция Бога, наш мир носит в себе отпечаток своего Творца, и красота нашего мира только потому красива, что так украсил ее великий художник и основатель всего Господь. Красота нашего мира - это отражение той истинной красоты, которую несет в Себе наш Бог.
Очень много положительного и даже душеполезного может вынести для себя христианин из того, что будет иметь животное. В нашем мире и в контакте с животными мы учимся состраданию, любви, терпению, мы реализовываем свое желание заботы, получаем ответную ласку, скрадываем одиночество. Но мы из всего этого должны оказаться способными увидеть и почувствовать раскрывающуюся к нам любовь и красоту Божию. Ведь именно Он и именно для нас согласно Писанию привел все существующее из небытия в бытие. Человек должен увидеть за верхней кромкой нашего видимого мира Бога, и, увидев, Его полюбить, полюбить в ответ на Его любовь, полюбить через любовь к видимому миру.
Господь устанавливает и рамки нашей любви к животным и миру. Зная, что по слабости человеческой веры, человек способен уклониться от правильной любви и привязанности к неправильной, зная, что человек может начать любить творение больше Творца, еще в Ветхом Завете, Бог повелел приносить животных в жертву и разрешил убивать животных, разрешил есть мясо. Но это произошло не по причине того, что Бог безжалостен к Своему творению, это было актом любви к человеку, ведь если человек любит животное больше чем Бога, то он создает себе кумира и служит и почитает этого кумира, а это большой грех за который человек наказывается вечными мучениями. Из истории многих народов мы знаем множество культов животных, которые существуют и до сих пор. Таким образом, умирая, животные служат цели спасения человека и в этом мы должны увидеть, насколько ценен для Бога человек. Почему так ценен для Бога человек, так ценен, что Господь идет на то чтобы мучилось и умирало другое живое существо пусть и неразумное, но дышащее, чувствующее радость и боль страх и гнев?
Когда начинается нами изучение христианства, мы сталкиваемся с прописными истинами, одна из которых говорит нам о том, что после смерти животные не имеют продолжения жизни, после смерти животное из небытия взятое, возвращается в небытие. Я задумался и понял как это страшно, животное проживает краткий миг жизни, частью которой являются, на поверхностный взгляд, страдания. Мы привязываемся к ним, любим их, вкладываем средства на их содержание, и потом все уходит в небытие, мы сталкиваемся со страданиями их страшной смертью. Мы видим ищущие нашей помощи и поддержки глаза, но сила смерти сильнее наших желаний жить. Потом мы страдаем и мучаемся от потери, не в силах удержать слез, наша душа заболевает и тлеет. Мы не можем не страдать и легко соглашаться с такой потерей, всегда больно любя терять, лишь только грубый и бесчувственный человек остается холоден и равнодушен. И какое же утешение нам найти? Его нет! Если бы это был человек, то можно было бы сказать, что его душа жива, но это не человек, здесь омега, ибо нет продолжения. И опять христианство, как спасительная ладья, призвано спасти душу от отчаяния. Начинаешь понимать, какое благо, когда кто-то есть рядом, пусть не разумный, но друг, понимаешь, как страшно столкнуться с первобытным небытием, в которое ушел и которым теперь стал твой друг, понимаешь какое благо, что Бог сотворил все, что мы видим, понимаешь как много имеем от того, что кто-то рядом с нами дышит, и как пусто и страшно, когда того, что было теперь нет. Христианство не дает тебе забыть причину того, что в мире царствует смерть, ибо возмездие за грех – смерть (Рим.6,23), но за чей грех им платиться такая плата? За грех животных? Но не имея разума, они не имеют и понимания о добре и зле. Расплата за грех Адама, грех Евы и мой и твой личный грех. Если ты христианин, ты не можешь этого не осознавать, а осознавая, у тебя не может не появиться чувства вины и ответственности за то, что в мире происходит, но должно появиться покаяния, ненависть и отвращение ко греху, который ты совершаешь ведь в нем причина смерти того, которого ты так любишь. Господь любит животных, Он любит все дело рук Своих и не желает смерти никому, Его любовь идет ради нашего спасения на жертвы, ибо иначе невозможно нам спастись.
Все для нас, - и радость, и горе, и жизнь, и смерть. Смерть наших питомцев - это своеобразная жертва которую приносят они за нас, по вынужденному решению на то Творца, для того, чтобы через боль утраты мы образумились, устремились к покаянию и спаслись. И эта смерть их не напрасна, даже если хоть некоторые окажутся способны ее оценить. Господь Бог все делает для нашего спасения и радости, и скорби служат одному делу - делу спасения бессмертной человеческой души. Ибо Бог ценит дороже всего мира человека, и временное и конечное должно произвести в нас через покаяние вечное и бесконечное. И как прекрасны слова апостола Павла, которыми можно сейчас завершить: «посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно»(2Кор.4,16-18).