01.12.2015 |
О спектакле иркутского Театра Юного Зрителя «Иннокентий»
Впечатляющий образ - надутые ветром паруса, на белой ткани играют блики волн, и плывет в широкие, неведомые дали парусник, имя которому – Россия.
«Да будет судьба России крылата парусами!» - невольно вспоминается рок-опера Андрея Рыбникова «Юнона и Авось», поставленная Ленкомом в далекие восьмидесятые годы.
Новая пьеса нашего иркутского ТЮЗа очень созвучна тому спектаклю. Она - об удивительном человеке, нашем земляке и…апостоле - Иннокентии Вениаминове.
Символическим образом, уже к нашему спектаклю, становятся паруса. Над всем пространством сцены…
Начинается сценическое действие с музыки иркутского композитора Владимира Соколова. Хор Театра Пилигримов, занятый в спектакле, вводит зрителей в мир Великой личности, о которой предстоит рассказать языком искусства. Задача, казалось бы, чрезвычайно сложная: донести до наших современников житие Святого, да так донести, чтобы почувствовали, ощутили живого, настоящего человека.
Помните из Евангелия от Луки: «…Жатвы много, а делателей мало…» Показать именно такого делателя, который жил не за тридевять земель, а здесь- рядом, и родом-то из Анги (что под Качугом). А дела его и пути его пролегли не на сотни - на тысячи километров: от Иркутска до Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки. (Чтобы попасть на ту же Аляску, ему пришлось ехать на лошадях, оленьих упряжках, парусниках вместе с семьей, малолетним ребенком 14 месяцев - более года!)
Об этом повествует небольшой киносюжет, показанный прямо на белых парусах сцены. В сопровождении хора развертывается перед нами захватывающая картина сибирских заснеженных просторов, плещут волны Тихого океана, а на палубе корабля человек в черном, устремляющий свой взгляд в неведомую даль. 45 лет своей жизни посвятил Иннокентий просвещению и духовному окормлению этой суровой дали российской империи. Потому и назван миссионером, путешественником, исследователем.
Писателю Валерию Хайрузову, нашему земляку, удалось передать великое через малое. Свое повествование он назвал «Страницы великого пути». А для пьесы взял один из сюжетов: несколько дней пребывания Иннокентия в Иркутске. Воплотить его на сцене сумел режиссер Виктор Токарев.
Заканчивается художественный пролог и под прусами возникают детали быта Иркутска 19 века - кабинет генерал-губернатора, квартира мещанки Елизаветы Ивановны, у которой остановился архиепископ Иннокентий. Как заправский часовщик, подвязавшись фартуком, чинит он вставшие часы. Время, кажется, остановилось в занесенном стужей Иркутске. Вот - вот встанет лед на Ангаре, но отчаянная голова- мичман Сергей Самарин (актер Павел Савин) умудряется перебраться к генерал-губернатору по бурной воде. Молод, горяч, едет с миссией на Камчатку. А Иннокентий чинит часы. Негоже, чтобы остановилось время, хотя он очень нужен иркутскому генерал-губернатору Николаю Муравьеву (актер Николай Кабаков). Ведь в эти минуты решается судьба Амура. Необходима экспедиция, чтобы успеть (до англичан) присоединить Дальний Восток к России. И есть добровольцы: тот же капитан Геннадий Невельской. Но и недоброжелателей, противников в лице управляющего русско-американской компанией Николая Лажкина немало. Дорого время. Ох как дорого….
Смотрю на моих учениц, что сидят рядышком в театральных креслах. Интересно ли им? Понимают ли, о чем речь, не слишком ли взрослая для них пьеса? А символ остановившегося времени? Но вот смеются. Как и бывает в жизни. Великое и смешное рядом. Сумели автор пьесы и постановщик наполнить жизнью быт иркутян позапрошлого века. Комичны и узнаваемы тунгус - келейник Яшка, тунгусский вождь со своими женами и стадом оленей, приехавший креститься за тридевять земель. Утрированно смешна и осовремененна «француженка» в мужском наряде. Колоритен и очень узнаваем с его кажется непредсказуемой русской душой купец Катышевцев (актер Владимир Привалов) и энергичной женой (актриса Ольга Дефлер), которая умело «рулит» семейным кораблем. Трогательна история крестницы Фроси, которую выдают замуж за нелюбимого, но богатого. Ищет она защиты у крестного отца и архипастыря, но почему то не спешит он вмешаться в ее судьбу своим авторитетом.
Нет, не плоским и прямолинейным получился образ Иннокентия - это порадовало больше всего. Актер Вячеслав Степанов сумел выразить в своем персонаже трудно уловимое и сразу неопределяемое состояние его души. Мы уже знаем, как много он сделал для туземцев в своем апостольском служении и какими благодарными оказались те же алеуты, но вот это - человеческое и духовное в нем как передать?
Через обыденную ситуацию. Девушка просит защиты. Он выслушал, но никакого наставления и обещания не дает. И в тоже время откладывая очень важный визит к губернатору, долго и внимательно выслушивает исповедь заблудившейся в грехах куртизанки, наставляет и поддерживает ее. Или того удивительней: узнает и встает на колени перед пьяницей возле храма, целует его. И вдруг понимаешь, что чем больше грехов у человека, тем больше о нем слез. С одними он плачет и сострадает, а другие и сами в состоянии подумать, довериться Богу. И сомнения Иннокентию не чуждо. До последнего он не знает, правильно ли поступил, обрекая на трудное и опасное путешествие и нечеловеческие условия жизни свою семью.
Успев в малом делании, не пройдя мимо человека падшего, он успевает и на ту важную встречу с губернатором. Впрочем, сам губернатор едет к нему.
Перед нами архиепископ, радеющий об Отечестве, и боец, восстанавливающий порушенный англичанами храм в селе Аян, вступающий в диалог с англичанином - миссионером, и труженик - в Иркутске всем чинит часы, но мы уже знаем по жизнеописанию, что и плотник он был, и кузнец, и азбуку составлял для алеутов и индейцев, переводил Евангелие на их язык, писал наставления в добродетели. Одним словом, за все брался, к чему нужда была. И во всем преуспел.
Маленький кусочек жизни, а в нем, как в капле росы, великое житие.
Не все, конечно, было ровным в этом спектакле, но сумели его создатели что-то затронуть в душах зрителей, и зал откликнулся. Кажется, единым сердцем восприняли зрители молитву Иннокентия на сцене - к реальному Святому и финальную песню, посвященную Иннокентию Вениаминову. Досматривали стоя. Ведь все настоящее люди в силах оценить.
Эпилогом к спектаклю стал маленький сюжет из нашей жизни. Настоятель Харлампиевского храма отец Евгений Старцев этим летом встречался с актерами ТЮЗа и рассказывал им о крестном ходе Иркутск - Северная Америка. Часть перехода он совершил на яхте «Святитель Иннокентий», побывал в тех местах, где служил Иннокентий Вениаминов. И вот что его поразило: на этой, уже американской, территории ощущается дух русской земли. Он не только в названиях рек, проливов, гор, улиц городов. Например, на острове Кадьяк живет отец Паисий, американец итальянского происхождения, который создал православную общину, названную именем нашего земляка. Молодым людям в трудных жизненных обстоятельствах помогает эта община. Русский историк Дарья, переехавшая жить в Америку, изучает архивы и дневники Святителя, делает все, чтобы они стали достоянием общественности. Я вспомнила и о своей встрече с американцем Аджеем, который рассказывал мне о православной вере. О ней он узнал на Аляске. Оказывается, тесен мир. Нет не пропало даром великое делание. И хорошо, что мы начинаем беречь и любить нашу историю.
Светлана Сафина,
преподаватель воскресной школы прихода прп. Сергия Радонежского