05.12.2015

Со святыми упокой

25 октября преставилась ко Господу известная писательница автор «Пасхи красной» Нина ПАВЛОВА

Я люблю Вас!

Много ли важных, счастливых событий в нашей жизни? Маловато. Одним из таких событий стало для меня знакомство с автором книги «Пасха красная» Ниной Павловой. Моя подруга прочла тогда эту книгу и просто заболела ею. Плакала и говорила, что не может  теперь без неё жить (ей на время дали почитать). Я заказала книгу через интернет и предвкушала, как обрадую подругу. Но когда книгу прислали, выяснилось, что она уже купила её. Мне тогда подумалось: подарю кому-нибудь. Господь укажет. И получилось, что отправила её подруге журналистке в обагрённую кровью Украину.

«Вот такой путь одной из Ваших книг: Москва-Иркутск-Антрацит», -  писала я потом Нине Александровне, зная, что для автора важно и дорого знать, как, где, его слово отзывается. Написала тогда Нине Павловой в Оптину не столько под впечатлением этого пути одной из её многочисленных книг и от прочитанного тогда «Михайлова дня», сколько от собственных скорбей, уныния, что мои книги не нужны, от желания быть понятой, услышанной. Написала о своём взгляде на так называемую православную литературу, подчас полную елейного умиления, жажды чудес, откровенной графомании.

Не зная адреса Нины Александровны, отправила на Оптинский монастырь письмо и одну из своих самиздатовских книг. Прошло недели две, и вдруг в первом часу ночи – звонок. Незнакомый голос: «Это Павлова Нина Александровна». И дальше её восторженный возглас: «Я люблю вас!»  «А я – Вас!»,  - радостно выдохнула я в ответ. Нина Александровна говорила о литературе, поминала Вампилова, Распутина, восхищалась, какие же иркутяне талантливые! Ей понравилась книга, и она просила прислать ещё рукописи. Позже она, пожилой, очень больной  (как потом выяснилось) человек, так старалась помочь мне с изданием в Москве моих книг. Но сейчас важно не то, что и у неё этого не получилось, важно её горячее участие и любовь, понимание, поддержка, которыми она щедро одаривала меня.

 Мы стали переписываться. Вот, например, что она писала мне:  «Сейчас  резко упал спрос на книги, и особенно среди православных. Расходится лишь пошлая дешёвая литература того типа, что вот пришёл человек в храм и получил кучу пряников и мешок денег в придачу. Живём во времена трагедий, но от  трагического прячутся, бегут, не воспринимают». И от того, что она неизменно подписывала свои письма «Ваша Нина Александровна» или просто «Ваша Н.А.», веяло чем-то доверительным, родным, близким, материнским. Она стала моим дорогим старшим наставником, советчиком, критиком. Н.А. была щедра на похвалы, но могла быть и очень жёсткой, если ей что-то не нравилось. Она призывала меня РАБОТАТЬ. И сама работала до последнего. Уже будучи смертельно больной, посылала рассказы на сайт Православие.ру, готовила к печати свою последнюю книгу «Иди ко Мне». Как и многие друзья и знакомые Нины Александровны, я не знала, что она умирает от рака. Отправила ей  в октябре посылку с нашими кедровыми конфетами, которые она называла вкуснейшими, и поздравление с новой книгой. Промыслительно, что эту книгу, только что поступившую, как раз взяла в нашей приходской библиотеке, и мы с сыном вместе читали её. И почему-то болела, тревожилась  душа, и я всё заглядывала в электронную почту: нет ли письма от Н. А.? Оно не пришло.

Нина Александровна уже не ответила на вопрос, рада ли она выходу своей новой книги? Я задала его, помня о чувстве необъяснимой тоски, которая настигала её «в моменты победоносного земного успеха». И думается теперь, какими мизерными становятся все наши мирские устремления и дела рядом с вечностью.

Да, мы, желающие стать христианами, знаем, что надо любить ближнего, как самого себя. Но порой ненавидишь себя, грешного, самонадеянного, и не всех подряд ближних удаётся любить. И даже иной раз думаешь: вот с этим человеком хотелось бы встретиться в райских кущах, а с тем – не очень. Какая была бы радость,  если бы  Господь сподобил увидеться с моей дорогой Ниной Александровной хоть на самом краешке Рая – увидеть воочию, припасть к груди. Поговорить…

Людмила Листова

Сороковины по Нине Павловой пришлись как раз на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы  -  главный праздник Оптиной Пустыни.


Возврат к списку

алкоголизм архиепископ архиепископ Вадим архиерейское служение Архиерейское служение Благодатный огонь Богородица Богослужение Вадим Василий Комарницкий Великий Пост владыка всенощное бдение губернатор День Победы епархия епископ Максимилиан женская православная гимназия Знаменский собор ИГУ иерей Иннокентий Иркутский Иркутск Иркутская епархия Иркутская митрополия крестный ход Литургия литургия митрополит Вадим Митрополит Вадим молебен наркомания неупиваемая чаша Пасха Патриарх Кирилл Петра и Павла престольный праздник приход проповедь Проповедь протоиерей протоиерей Вячеслав Пушкарев протоиерей Каллиник Подлосинский Рождество Саянская епархия святитель Иннокентий Святитель Иннокентий Серафим Саровский Сияние России собор Богоявления Стефан Бажков сурдоперевод Тельма Торжество Православия Успенский храм хиротония хор Знамение храм часовня Шелехов