05.01.2016 |
Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим. О Рождестве Христовом
О Рождестве Христовом Слово Божие в Священном Писании нам говорит: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти». Это, действительно тайна, тайна, которая постижима человеку только лишь в какой-то степени. Всю сущность боговоплощения мы, к сожалению, в силу ограниченности своего разума, своих умственных возможностей постичь не можем. И, тем не менее, то, что открывается нам, во многом подтверждается теми словами Христа Спасителя, когда Он говорит о той миссии, с которой Он пришел в этот мир. Но, прежде всего, хочется сказать, что воплощение Сына Божия ожидало человечество многие и многие тысячелетия. И это с момента, когда Адам и Ева были изгнаны из рая, когда совершили грех первородный, и сущность этого греха является в непослушании воли Отца Небесного, воли Божией как таковой. И отсюда последовало все то, что стало печальной участью человека: болезни, скорби, смерть сама. Потому что вошел грех, как говорит апостол Павел, и вместе с грехом вошла смерть. До той поры человечество было бессмертным.
И вот для того, чтобы вновь воссоздать союз Бога и Человека, тот союз, который много раз нарушался в течение всей истории человечества, и приходит в мир Христос Спаситель, который по Божьему повелению был обещан. Таковая участь, что в болезнях пройдет жизнь человеческая, в трудах, в поте лица стяжает хлеб свой и будут возделывать землю. Но вместе с тем, было и сказано, что семя жены сотрет главу змия. И вот этим семенем и было ветхозаветное ожидание пришествия в мир Мессии. Этим Мессией и явился сам Христос Спаситель, которого ожидало ветхозаветное человечество.
С рождением Христа Спасителя для человечества открывается новая эра. Эта эра христианства, которая освящена, прежде всего, присутствием Божиим.
И основная роль, которую совершил Христос Спаситель, и основной его успех, если можно так сказать, основное его значение заключается в совершении подвига Евхаристии, или жертвенного подвига. Тогда, когда Христос Спаситель воссоединил, пролив кровь на кресте за все грехи человеческие, воссоединил человека с Богом. Следствия греха, к сожалению, остались как таковые. Но для человечества открылось Царство Божие. Ранее все умирающие совершенно автоматически шли в адские обители, то теперь открылось перед человеком Царство Божие, райские обители. И тому послужила искупительная жертва Христа Спасителя. Вот в чем основной подвиг Христа Спасителя.
Но не только лишь в этом. Он заключается и в той проповеди Христа, проповеди Нового Завета, которая до нас дошла в Священном Писании, прежде всего, четырех евангелистов. Которое мы имеем и в Священном Предании, потому что это два источника, на которых зиждется учение Церкви Христовой. И вот именно факт рождения Христа Спасителя потому и является торжественным. Для человечества это избавление. С нами Бог, разумейте языцы, поется в песнопениях, посвященных памяти этого Праздника. И поэтому праздник сам по себе наполнен радостью, светом, ожиданием. Потому что с этого времени для человечества стало осязаемым, когда наступит избавление от последствия нарушения этого союза.
И вот поэтому с Христом Спасителем связаны у нас и самые добрые пожелания, и самые добрые намерения наши. Поскольку Христос Спаситель еще до совершения подвига Евхаристии, подвига принесения себя в жертву за грехи человечества, он даровал человечеству Новый Завет, который наполнен новым содержанием. Он не отменял Ветхий Завет, но вместе с тем исполнял его в совершенстве, поскольку Ветхий Завет был рассчитан на человечество, которое пребывало в грубом состоянии. Новый Завет был исполнен духом любви. И уже Христос не говорит какими-то отрывистыми, безапелляционными повелениями. А Христос Спаситель предлагает нам заповеди блаженства. Блаженны нищие духом, блаженны чистые сердцем, блаженны милостивые, и так далее. То есть он предлагает человеку самому выбрать путь, не насилуя его волю, избрать тот путь к совершенству. Этот путь к совершенству по замыслу Божию непременно должен венчаться достижением Царства Божия.