Духовное
возрастание: жизнь Святителя до Сибири
|
Киево-Могилянская
академия |
Святитель
Иннокентий (в миру Иоанн) происходил из волынских дворян, которые
в XVII в. из-за тягот польского владычества переселились в Черниговскую
губернию. Здесь примерно в 1680-1682гг. и родился будущий Святитель.
В житии и чудесах Святителя Иннокентия, напечатанных в Иркутске
около 1877г с рукописи, хранивщейся в иркутском Вознесенском монастыре,
сказано « Когда прииде он в возраст, то отдан был во граде Киеве
в училище, для обучения преподаваемым там наукам. Потом там же,
в Киевской академии, обучался словесным наукам: риторике, философии
и богословию и иностранным наукам: латинскому, греческому и польскому».
Скорее
всего, примерно в 1695г.,. в возрасте 12-13 лет отрок Иоанн был
отдан для обучения в Киевскую коллегию при Киево-Печерской лавре.
«Фара, инфима, грамматика, синтаксима и поэзия – эти низшие классы
коллегии скоро пройдены юношей ревностным и благочестивым. По указу
Петра, посетившего коллегию в 1700 году, в 1701 она получает статус
академии.
|
|
Стефан
Яровский и Феофан Покопович Учителя будущего Святителя |
В старших
классах Иоанн изучает философию, метафизику, богословие, но особенно
он интересовался занятиями по словесности и проповедничеству, так
как именно в этом направлении он мыслил свою жизнь. В тогдашних
риториках между правилами общей словесности помещали и правила духовного
витийства. Стефан Яворский и Феофан Прокопович, славившиеся профессора
по словесности и проповедничеству в академии, имели влияние на развитие
в Иоанне любви к духовному слову.
«В академии в то время науки преподавались с большим успехом. Все
усилия были направлены на то, чтобы воспитанники коллегии по выходе
из нее распространяли просвещение в народе, и словом, и сочинениями
противостояли проискам совратителей православных чад церкви в иноверие.
…Киево-Печерская лавра стояла в главе лиц, заботившихся как о поддержании
славы академии, так и о судьбе воспитанников по выходе из нее. Лавра
нередко давала из среды себя наставников для академии, а воспитанники
сей последней, желавшие принять иночество, по окончании курса наук
поступали в число братии лавры, пока в свою очередь не делались
начальниками или наставниками академии или настоятелями монастырей».
|
Принятие
монашества в Киево-Печерской лавре |
Примерно
в 1706 году будущий Святитель окончил основной курс академии, а
в 1708 году принял монашеский постриг с именем Иннокентий в Киево-Печерской
Лавре, в пещере преподобного Антония, основателя монастыря. Скорее
всего принять монашество он решил раньше, скорбные обстоятельства
жизни – смерть родителей, чума в Киеве в 1708 году ускорили решение.
В 1710 году иеромонах Иннокентий в числе других ученых киевских
монахов был вызван в Москву для преподавания в Московской славяно-греко-латинской
академии, находившуюся тогда в Спасском монастыре. Сначала он стал
преподавателем словесности, а затем префектом академии и качестве
такового преподавал курсы философии и нравственного богословия,
заведовал порядком внутренней и внешней жизни воспитанников академии.
|
Александро-Невская
лавра при Петре I |
А в
это время в Петербурге был устроен Троицкий Александро-Невский монастырь.
Одной из главных задач монастыря было обеспечение богослужения во
флоте, любимом детище Петра. В монастырь, по указу Петра, собирали
монахов. Таким-то образом в 1719 в Невский монастырь был вызван
со званием соборного иеромонаха и префекта Иннокентий Кульчицкий.
Сначала Иннокентий стал соборным иеромонахом корабля «Самсон», стоявшего
в Ревеле, затем получил должность обер-иеромонаха флота в Финляндском
корпусе при г. Або, где руководил духовенством, служившим на кораблях
и на суше.
Итак,
изучение светских наук и Слова Божия, монашество, учительство, духовное
окормление Российского флота - вот начальные вехи биографии Святителя.
В 1720 г. святейший Синод назначил иеромонаха Иннокентия главой
Русской Православной миссии в Китае. В 1721г., 5 марта иеромонах
Иннокентий в присутствии императора был поставлен в епископа.
|