Попечение
о духовных пастырях народа. Устроение школы
|
Просвещение
юношей светом разума святого евангелия
|
В то
время в ведении епископа находились все стороны жизни епархии, и
в особенности надзор за деятельностью и поведением духовенства,
за состоянием духовного просвещения и нравственностью прихожан.
Нелегкое это было дело! Священников из Центральной России присылали
весьма редко, чаще их избирали из прихожан или из низшего звена
церковнослужителей. Как правило, они были необразованными и во многом
не соответствовали своему званию. Требовались священники добросовестные,
благочестивые, образованные, искренне привязанные к своему краю,
знавшие жизнь и языки как русских переселенцев, так и коренных народностей.
|
Св.
Иннокентий устроил при монастыре первую русскую школу и сам
занимался обучением детей |
В числе
первых распоряжений Святителя Иннокентия по принятии в управление
Иркутской Епархии была забота о поддержании монгольской школы, заведенной
в Иркутском Вознесенском монастыре архимандритом Антонием Платковским,
школа была создана двумя годами раньше и находилась в плачевном
состоянии, т.к. ее устроитель больше заботился о своей карьере,
а школа была одним из средств к этому. Святитель прибавил жалование
учителям, потребовал аккуратной высылки положенного на учеников
содержания от монастырей, вызвал из Селенгинска переводчика, расширил
эту школу открытием при ней отделения для обучениия детей всех сословий
славяно-русской грамоте и письму. С 1727 года школа стала Русско-монгольской.
Владыка предписал всем церковнослужителям отдавать своих детей для
обучения в школу. За уклонение принял строгую меру – назначил15-рублевый
штраф. В 1730 году в школе значилось 35 учеников. Святитель заботился
об обустройстве школы, подборе учителей, обеспечении учеников книгами,
одеждой, продовольствием. Из анализа приведенных в жизнеописании
владыки сведений следует, что дело это было очень нелегкое. Содержание
школы стоило ему немалых забот и огорчений. Средства были крайне
скудны. Владыка не жалел для школы и средства Вознесенского монастыря
и собственные незначительные средства.
Вспомним, что владыка был одним из образованнейших людей своего
времени. Он хорошо понимал как значение образования вообще, так
и важность и необходимость его для священников и приложил все возможные
силы для устроения начала просвещения в Иркутске.
Первосвятитель Иннокентий очень хотел и много заботился о том, что
бы иркутяне и вся паства его епархии имели достойных благочестивых
священников. По должности владыка творил духовный суд, если к тому
были серьезные обстоятельства – проступки священников. И, как следует
из документов, делал это нелицеприятно, но с попечением о их духовном
обновлении. В тоже время он проявлял отеческую заботу и восхищение,
если встречался с истинным благочестием.
|