Укрепление
духовной жизни народа
|
Св. Иннокентие,
Твоими молитвами настави мя на деяния благая |
Бесконечные
большие и малые заботы, разного рода попечения и дела заполняли
дни Святителя. Читаем в жизнеописании Владыки: «Кроме трудов, с
какими сопряжено было неусыпное благопопечительное устройство новой,
притом как бы забытой правительством епархии, кто не докучал Ему
своими просьбами? Кто не относился к нему своими нуждами? Во время
оно правосудие в Сибири было зарыто глубже, чем золото. …Суд духовный
в свою очередь был далеко не беспристрастен и не бескорыстен. Вотчинный
монастырский крестьянин жалуется на стеснение от монастырских приставников
– и его же монастырские власти секут шелепами. После этого можно
представить как обрадовались алчущие и жаждущие правды, что во глубине
Сибири явился посланник Божий, который все выслушивал, все испытывал,
судил без мзды и лицеприятия, смотрел на дела верно и решал…скоро!
На
этом основании к Святителю Иннокентию шли со всякими делами, и заслуживавшими
епископского рассуждения и с не стоившими внимания приказного надзирателя;
с делами подлежащими и не подлежащими суду духовному. А Святитель
столько имел терпения, что примера нет, чтоб кому-нибудь отказал
в разбирательстве». По жалобе одного церковного старосты, владыка
«приводит в сознание недобросовестности» мастера, который плохо
сложил трубу в церкви, и тот «за худое выполнение работы охотно
возвращает в церковь три рубля», приказывает выдать недоплаченное
жалование учителю монгольской школы. По другой жалобе приказывает
продержать в монастырской хлебне трапезника Тихвинской церкви Луку
Петрова сутки на цепи «и, чтоб не был празден, в то же время сеять
ему муку и затем отпустить к месту», за учиненную в кабаке драку,
причем в начале дела «кротким словом вызвал бесспорное во всем сознание».
По жалобе из Посольского монастыря об оскорблении, Святитель «взвесив
это слово, что оно могло быть выражением злой души велел наказать
телесно лаятеля, чтобы и другие были в словах осторожны». Строгая
справедливость, нестяжательность, внимательность были отличительными
чертами праведного Иннокентия.
«Неупустительно преследовал Святитель всякого вида нравственные
непорядки, но с тем вместе полагал между ними его духовной прозорливости
известное различие.» . Суеверие он считал несовместимым со служением
в церкви, всеми силами Святитель стремился искоренить порок пьянства,
не выносил «нечистых связей», ябедничества и оговоров, клеветы.
Нравственные пороки находили свою должную оценку не только в его
решениях, но и его проповедях.
Владыка неутомимо трудился над укреплением духовной жизни епархии,
о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, послания и предписания.
«Вам должно быти милосердым к прошению нищим, егда к вам вопиют:
Христа ради милостыню нищим… Не просят бо у вас коего великого дара;
но только просят единыя копейки или малого куска хлеба, Бога ради.
Будьте милостивы, за ту бо милость сами от Бога помиловани будете…».
|